Обводы катера разработаны старейшим архангельским мастером Э. Г. Гувелякиным. Конструкция корпуса в основном аналогична конструкции катера «Помор», описание которого приводилось в сборнике №14 (1968 г.). Собственно, после похода на этом «Поморе» из Архангельска в Волгоград, который нам удалось совершить в 1966 г., и зародилась идея постройки нового катера — более широкого и высокобортного.
Основные данные катера
Длина, м | 7,2 |
Ширина, м | 2,2 |
Высота борта, м: | |
в носу | 1,3 |
на миделе | 0,9 |
в корде | 1.0 |
Мощность двигателя, л. с. | 12 |
Скорость хода, км/час | 15 |
Запас топлива, л | 150 |
Набор, переборки и транец изготовлены из дуба. Обшивка — клинкерная из полос 7-мпллиметровой бакелизированной фанеры: комингсы рубок и кокпита — из бакфанеры толщиной 10 мм. Фанерная палуба покрыта стеклотканью. Весь крепеж изготовлен из меди и латуни. Каюты отделаны декоративной фанерой.
На «Баклане» четыре постоянных спальных места. В носовой каюте оборудованы два платяных шкафа, причем они одновременно являются и подкреплением крыши рубки под мачтой, В кокпите вдоль бортов расположены рундуки, каждый на два отсека. Передние отсеки используются для хранения снаряжения, а в задние вкладываются резервные баки для горючего. На этих рундуках при необходимости всегда могут быть устроены еще два спальных места.
Двигатель помещается в кокпите под ящиком, обычно используемым в качестве стола. На «Баклане» установлен хорошо зарекомендовавший себя в наших условиях двигатель «Л-12/4м», соединенный через шарнир Гука напрямую с гребным валом. Водяная помпа снята; подача забортной воды производится от работающего гребного винта. Подшипники па валу помещены в навинчиваемые на дейдвудную трубу стаканы, что значительно облегчает их замену.
Управляется катер из кокпита: штурвал на переборке носовой каюты (слева от двери); на рундук ставится раскладной стул, служащий сиденьем водителя.
На «Баклане» гафельное парусное вооружение на основе парусов шестивесельного яла. Установка парусного вооружения не только обусловлена необходимостью иметь запасной вариант на случай, если откажет мотор или кончится горючее, но и является данью, с одной стороны — романтике, а с другой — желанию отдохнуть от шума работающего двигателя. Впрочем, использовать паруса можно только при попутных ветрах, так как ни фальшкиль, ни шверт на судне не предусмотрены.
Летом 1970 г. «Баклан» вышел в свой первый поход из Волгограда до Воронежа и обратно с экипажем, состоящим из двух семей (четверо взрослых и двое детей). За время отпуска было пройдено по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону до 2000 км. Это плавание явилось для «Баклана» хорошим испытательным пробегом. Выдержал он все экзамены успешно, показал хорошие мореходные и эксплуатационные качества; катер остойчив, легко всходит на волну, имеет вполне удовлетворительную обитаемость. Все снаряжение, включая и запас горючего (кроме двух канистр), свободно размещалось в шкафах и рундуках, участникам похода не приходилось сидеть на рюкзаках или ходить по снаряжению. Относительно невысокая скорость катера с лихвой окупается его грузоподъемностью и комфортом.