Основные данные
Длина наибольшая, м | 4,64 |
Ширина, м | 1,92 |
Высота борта на миделе, м | 0,72 |
Вес, кг | 325 |
Пассажировместимость, чел | 5 |
Наиболее популярны пластмассовые мотолодки длиной от 3,6 до 4,2 м с подвесными моторами мощностью 6—25 л. с. Такая лодка вместе с мотором обходится покупателю в 150—200 тыс. иен. Более крупные и мореходные лодки, такие, например, как представляемая ниже, стоят уже около миллиона иен и, естественно, доступны далеко не каждой японской семье, даже с достатком выше среднего.
Пластмассовая мотолодка «РВ-460SS» — серийная продукция японской фирмы «Эйдаи Крафт», причем одновременно в том же корпусе выпускается катер со стационарным двигателем мощностью 120 л. с. и угловой откидной колонкой. Основное назначение ее — прогулки вдоль морского побережья, буксировка воднолыжников. Благодаря скоростным качествам и мореходности этой лодки японские спортсмены успешно выступают на «РВ» и в гонках на Океанский кубок, которые уже пятый год подряд проводятся в Токийском заливе.
Как и на большинстве мореходных глиссирующих лодок, днище «РВ» имеет значительную килеватость: у транца угол внешней килеватости составляет 20°. Интересной деталью обводов корпуса является двойной скуловой брызгоотбойник. На полном ходу работает нижний брызгоотбойник. Участки днища между ним и «настоящей» скулой не смачиваются водой, благодаря чему рабочая ширина днища уменьшается примерно до 1,35 м, повышается гидродинамическое качество корпуса, возрастает устойчивость движения. За поперечную остойчивость на скоростях 60—70 км/час можно не опасаться, а при крутых поворотах в контакт с водой входит наклонный участок днища между скулами со стороны накрененного борта, и гидродинамические силы, начинающие действовать здесь, эффективно препятствуют чрезмерному увеличению крена. Благодаря этому «РВ» кренится на поворотах меньше, чем катера с обычными обводами глубокое V.
Развал бортов от скулы к палубе способствует отражению брызг вниз при плавании в свежую погоду. А от ветра и водяной пыли пассажиров хорошо защищает ветровое стекло, прикрывающее кокпит не только спереди, как на большинстве лодок, но и с бортов.
Лодка очень широка по палубе (отношение длины к ширине составляет 2,38). За счет этого конструкторы получили широкий кокпит, на кормовом диване которого могут разместиться рядом не два, как обычно, а три человека.
Длина кокпита невелика — всего 1,8 м. Большое удобство представляет то, что платформа — дно кокпита — выклеена из стеклопластика и расположена выше ходовой ватерлинии. Благодаря этому легко поддерживать чистоту, а попавшая на ходу внутрь лодки вода сливается за борт через два автоматических клапана. Бортовая зашивка образует объемистые ниши для снабжения, а за кормовым диваном остается пространство, в котором может быть закреплен бензобак емкостью 80 л. Часть снаряжения можно разместить в самом носу лодки; перемещению уложенных здесь вещей в корму будет препятствовать выступ, отформованный в платформе кокпита и служащий также упором для ног водителя и его соседа.
Конструкция корпуса типична для небольших пластмассовых мотолодок. Обшивка выклеивается из стеклоткани и стекломата, причем число их слоев варьируется в зависимости от требований прочности. Секции корпуса и палубы соединены заклепками; фланец снаружи закрыт алюминиевым профилем с амортизирующей полосой из поливинилхлорида.
На испытаниях с 80-сильным подвесным мотором «Меркюри» лодка развила максимальную скорость 68,4 км/час с двумя пассажирами на борту. С увеличением нагрузки вдвое (четыре человека) скорость падает незначительно — до 65,5 км/час. Лодка описывает довольно крутую циркуляцию, ее диаметр на полной скорости составляет 7—8 длин корпуса.
Пробовали «РВ» и с мотором мощностью 125 л. с. Максимальная скорость достигала при этом 86 км/час, управляемость оценивалась как «удовлетворительная», а динамические нагрузки были не слишком большими.
Будучи рассчитанной на эксплуатацию в довольно суровых морских условиях, «РВ» имеет весьма прочную конструкцию и высокий надводный борт, хорошо запалублена. Этим и объясняется довольно большой вес лодки и то, что для установки на нее необходим двигатель сравнительно большой мощности — не менее 55—60 л. с.