Преимущества катамаранов в этих классах неизменно проявлялись в таких крупнейших международных соревнованиях, как «Шесть часов Парижа», чемпионат мира на судах с подвесными моторами на озере Гавасу и ряде других, проводимых на реках и озерах по сравнительно спокойной воде. Мощные подвесные моторы позволяют развивать скорости 150—170 км/час. При таких скоростях гидродинамическое давление на днище уже настолько велико, что для поддержания легкого (до полутонны) гоночного судна требуется лишь очень небольшая опорная поверхность (вспомним попутно эффектные кадры из американской ленты «Праздник на воде», где спортсмен на большой скорости скользит по воде в буквальном смысле на пятках, — лыжи уже становятся не нужны). Простейший расчет показывает, например, что при 150 км/час каждый 1 см2 несущей — глиссирующей — площади «поднимает» около 3 кг веса глиссера.
Основные данные
Длина, м | 5,60 |
Ширина, м | 1,98 |
Ширина по скуле, м | 1,48 |
Ширина туннеля, м | 1,07 |
Вертикальный клиренс, м | 0,255 |
Угол внешней килеватости поплавков на транце | 10° |
Подвесной мотор, л. с. | 100—140 |
С другой стороны, критическое значение приобретает угол атаки днища. На широком корпусе достаточно 2—3° дифферента, чтобы судно полностью выходило из воды, но вот каждый лишний градус, например, при встрече даже с невысокой волной, будет выталкивать корпус высоко в воздух. Последующее же падение сопровождается сильным ударом днища о воду и нередко — поломками корпуса. Даже сильно килеватые корпуса (особенно при небольшом весе судна) ведут себя на таких скоростях неудовлетворительно: начинают раскачиваться под действием встречного потока воздуха, сильно кренятся, теряют скорость на крутых поворотах.
Узкие корпуса катамарана (на «Леви-18,5» ширина днища поплавка у транца всего лишь 240 мм) как раз и делают судно малочувствительным к изменению ходового дифферента в сравнительно широких пределах, а это обеспечивает возможность поддержания высокой скорости на мелкой волне без сильных ударных перегрузок. Благодаря тому, что глиссирующие поверхности разнесены по ширине на 1,1 м, катамаран очень остойчив на поворотах. И, наконец, при воздействии набегающего встречного потока воздуха на нижней поверхности мостика создается аэродинамическая подъемная сила, которая частично разгружает поплавки, уменьшает их смоченную поверхность и длину. При умелом управлении и правильной (в зависимости от погодных условий и веса гонщика) дифферентовке катамаран может глиссировать. едва касаясь воды кормовой частью корпусов-поплавков.
На катамаране Ренато Леви балластировку и дифферент можно регулировать при помощи специальной цистерны емкостью 90 л, расположенной в носовой части обтекателя мостика. При свежем ветре и малом весе гонщика, когда возникает опасность взлета лодки из-за чрезмерного роста аэродинамической подъемной силы, эта балластная цистерна заполняется водой.
По-видимому, заполнять или освобождать эту цистерну гонщик может, как и на больших катамаранах «Молинари», на ходу. Вода поднимается в цистерну под действием скоростного напора. и при необходимости сливается через управляемые клапаны в донной части цистерны.
Внешним бортам поплавков «Леви-18,5» придав большой развал, постоянный по всей длине корпуса. Кроме скулового брызгоотбой-ника установлены продольные реданы (по два на борт), эффективно отсекающие брызги н воду при входе корпуса в волну, а также препятствующие сильному крену и боковому сносу на крутых поворотах.
Мостик катамарана имеет минимальный объем. Место водителя, балластная и топливная (емкостью 180 л) цистерны закрыты легким кожухом-обтекателем.
Конструкция катамарана отличается малым весом. Продольная прочность обеспечивается четырьмя фанерными балками, две из которых служат внутренними (вертикальными) бортами поплавков, а две другие на мостике — опорами кожуха-обтекателя. Восемь шпангоутов также вырезаны из фанеры и облегчены отверстиями; обвязка шпангоутных рамок выполнена из реек красного дерева сечением 22X40. Особенно надежна конструкция транца: он изготовлен из двух слоев 16-миллиметровой фанеры с заполнителем между ними из досок красного дерева толщиной 25 мм, подкреплен мощной кницей в ДП, склеенной из двух листов фанеры по 13 мм толщиной, и горизонтальными кницами у бортов. Носовая оконечность мостика вырезана из пакета, выклеенного из тонких досок.
Принципы, заложенные в проект этого типичного для современных конструкций катамарана, могут быть применены и для гоночных судов «младших» классов.
Следует, однако, иметь в виду, что хорошего эффекта можно будет добиться только со специальным гребным винтом, рассчитанным на работу в полупогруженном режиме. Кавитационная плита мотора расположена очень высоко — под самой поверхностью тоннеля, и на ходу винт погружен только частью своей ступицы. Дейдвудная же часть мотора, создающая на высоких скоростях основную долю сопротивления, полностью выходит из воды.