Первый советский спортивный швертбот национального класса был спроектирован сорок лет назад группой яхтсменов и конструкторов во главе с энтузиастом парусного спорта Н. Ю. Людевигом. Новый класс получил обозначение М-20, т. е. «морской» с площадью парусов 20 м2. Швертбот имел вооружение типа гуари с гафелем, почти параллельным мачте; корпуса строились с обшивкой кромка на кромку. Высокий надводный борт, большая ширина и низкая парусность делали суда класса М-20 весьма мореходными и надежными.
Несмотря на имеющиеся конструктивные недостатки, новый класс быстро приобрел большую популярность. Швертботы оказались удобными для проведения учебной работы, для гонок с пересадкой экипажей, а также для туризма. На них в 1935 г. был совершен большой переход под парусами из Ленинграда в Москву; отметим, что они так и остались в Москве и послужили в дальнейшем базой для развития парусного спорта в столице. Гонки на швертботах М-20 были включены в программу Первенства СССР по парусному спорту в 1936 г. (первым чемпионом на них стал Н. Г. Мясников).
За предвоенные годы правила постройки швертбота претерпели некоторые изменения — обшивка стала выполняться вгладь, усовершенствовалось вооружение. Эти суда классифицировались как швертботы свободного класса, поэтому допускалось «на усмотрение конструктора» вносить те или иные непринципиальные изменения, диктуемые заботой об улучшении ходовых качеств.
В 1948 г. была принята новая классификация спортивных парусных судов, в которой элементы швертбота значительно изменились. Соответственно изменилось и обозначение класса. Новые «эмки» уже участвовали в первой Балтийской регате, проводившейся в 1947 г. в Ленинграде.
Длина судов увеличилась (до 6,5 м), а ширину было разрешено даже уменьшить, но главное — уменьшились сечения набора корпуса и толщина обшивки; вооружение гуари было заменено бермудским со сквозными латами на гроте. Увеличилась фактическая площадь парусности, так как теперь в обмер входило только 85% площади переднего парусного треугольника. За счет увеличения фактической площади стакселя парусность на некоторых швертботах класса М довели до 28—29 м2.
По классификации 1964—1970 гг. максимальная площадь парусов была ограничена 26 м2, но корпус еще более облегчили (вес до 200 кг); стали широко применять трапеции для откренивания. Новые «эмки» с их эффективным парусным вооружением и оснащением специальными устройствами стали типично гоночными судами. По своим ходовым качествам швертботы класса М при ветре до 3 баллов не уступали «Летучим Голландцам»; «эмки» начинали глиссировать при ветре в 2,5 балла.
Благодаря творческим успехам конструкторов и верфей эти суда совершенствовались с каждым годом и получили распространение во всех парусных центрах страны. Достоинства швертботов класса М очевидны: они сравнительно дешевы, надежны и удобны в эксплуатации. На них успешно проводились все первенства всесоюзного, республиканского и городского масштабов. Всего было построено более трех тысяч судов класса М.
Однако к большому удивлению плавающих на «эмках» яхтсменов, этот самый популярный и добавим, единственный национальный класс швертботов, решением Федерации парусного спорта практически был ликвидирован. Сначала «эмки» были сняты с соревнований, а затем понемногу прекратилась и постройка их на верфях.
Таким образом яхт-клубы и парусные секции на местах встали перед проблемой: как развивать парусный спорт? На чем же теперь проводить первоначальное обучение яхтсменов, их спортивную подготовку? Эти вопросы особенно остро стоят перед руководителями парусного спорта в речных его центрах.
По инициативе яхтсменов Ленинградского центрального яхт-клуба, многие годы посвятивших гонкам на «эмках», было организовано общественное конструкторское бюро, которое по заданию учебной части клуба взялось за разработку технического проекта нового учебного швертбота. В этой работе принимали участие О. Буров, И. Гутовская, В. Дмитриев, К. Лукьянчук и другие яхтсмены под руководством автора статьи.
Обводы и размерения (см. таблицу) запроектированного судна предусматривают высокие мореходные и ходовые качества швертбота. На судах этого типа можно будет проводить учебную работу и соревнования, совершать туристские плавания. Предусмотрена возможность плавания под веслами, что необходимо в период первоначального обучения яхтсменов. Непотопляемость швертбота при заливании корпуса обеспечена при помощи вкладных блоков из пенопласта ПСБС или пенополиуретана.
Корпус швертбота может быть изготовлен как из дерева, так и из стеклопластика, что при серийной постройке должно оказаться целесообразным с точки зрения экономики и придаст высокие эксплуатационные качества.
Проект массового учебного швертбота был рассмотрен спортивной общественностью Ленинграда и утвержден городской федерацией. Федерация парусного спорта СССР поддерживает предложение о постройке головного судна на Ленинградской верфи ВЦСПС, однако пока все попытки реализовать проект не увенчались успехом.
Нам кажется, что только с возрождением отечественного класса швертботов-монотипов можно будет решить главный вопрос — добиться повышения массовости парусного спорта.