Учитывая большой интерес, проявляемый читателями сборника к водометам, отметим, что вопрос об организации централизованного выпуска водометных движителей, в частности — для продажи через торговую сеть, до сих пор не решен. На хабаровском заводе «Дальдизель» задерживается освоение серийного производства 25-сильного водометного комплекса «ЛВ-25 Амур», опытные образцы которого получили высокую оценку у дальневосточных любителей. Так что на вопрос «где купить водомет?» редакция по-прежнему не может дать положительного ответа.
Прошли ходовые испытания 6-местные быстроходные прогулочно-разъездные катера «Стриж» и «Ласточка», построенные по проектам, разработанным ЦКБ «Нептун». Катера отличаются друг от друга только типом движителя: на «Ласточке» применена установка с гребным винтом, на «Стриже» — водомет. Разработка одновременно двух модификаций на базе одного универсального корпуса, по мнению конструкторов, будет способствовать широкому распространению этих катеров, даст возможность увеличить серийность при постройке корпусов.
Район плавания катеров определяется разрядом «Р» Речного Регистра РСФСР, но по мореходным качествам допустима эксплуатация в водохранилищах разрядов «О» с ограничением по погоде — при ветре не более 5 баллов.
Испытания в Рыбинском водохранилище показали, что на всех курсовых углах к бегу волн при скорости хода до 20 км/час зарывания и заливания катеров не наблюдалось. В сентябре — октябре прошлого года «Ласточка» и «Стриж» успешно прошли по Волге более 1700 км, продемонстрировав хорошие мореходные качества и надежность в эксплуатации. Остойчивость соответствует нормам Регистра, непотопляемость гарантируется при затоплении любого одного из трех отсеков.
Основные данные катеров
Длина наибольшая, м | 7,10 |
Ширина наибольшая, м | 2,11 |
Высота борта па миделе, м | 0,91 |
Водоизмещение полное, кг | 2060 |
Мощность двигателя, л. с. | 90 |
Скорость эксплуатационная, км/час; | |
«Ласточки» | 41 |
«Стрижа» | 37 |
Традиционные остроскулые обводы обеспечивают быстрый выход на глиссирование. Экстерьер катеров отрабатывался с учетом требований технической эстетики и особенностей примененного конструкционного материала-фанеры и дерева (дуб, сосна).
Строгие прямые линии, развал бортов и уширение палубы в носу придают динамичность формам надводной части корпуса. Особенностью архитектуры и общего расположения катеров рассматриваемого типа является расположение топливного отсека для двух вкладных бензобаков за транцем — в кормовых выступах-кринолинах, одновременно защищающих движительно-рулевой комплекс.
Корпус набран по смешанной системе набора. Обшивка из водостойкой фанеры толщиной 8 мм на днище и 5 мм — на бортах и палубе для повышения долговечности и герметизации корпуса оклеена несколькими слоями стеклоткани на полиэфирной смоле.
Кокпит оборудован четырьмя мягкими креслами (положение кресла водителя можно регулировать) и кормовым двухместным диваном. Зашивка бортов выполнена павинолом на мягкой основе. По кромке ветрового стекла поставлен поручень.
На катерах применены созданные на базе автомобильного двигателя «ЗМЗ-53» («ГАЗ-53А») конвертированные двигатели двух типов, развивающие одинаковую максимальную мощность 100 л. с. при 2900 об/мин коленчатого вала (поминальная — 90 л. с. при 2800 об/мин).
На «Ласточке» установлен двигатель «М8ЧСПУ100» с гидравлическим управлением редуктором, позволяющим без усилий переключать рычаг реверса. Крутящий момент двигателя передается на гребной винт через карданный вал, угловой редуктор и гребной вал.
На «Стриже» установлен двигатель «М100В-С», специально конвертированный для водометных катеров. На двигателе предусмотрены муфта сцепления и упорный подшипник, воспринимающий упор движителя. Наличие муфты сцепления обеспечивает холостой ход двигателя и позволяет значительно снизить усилия на рукоятке переключения реверса водомета.
Одноступенчатый движитель «Стрижа» смонтирован в стеклопластиковом водоводе со смотровым лючком. Диаметр рабочего колеса 270 мм, шаг 239 мм. Поворот катера осуществляется отклонением коробчатого руля, навешенного на сопло водомета, а задний ход — с помощью верхней и нижней захлопок, поворачивающих струю из сопла под днище катера. «Стриж» поворачивается на 180° на пятке даже на полной скорости; свободно отходит задним ходом от берега при глубинах 20—25 см и хорошо управляется даже при движении кормой вперед против течения.
Отметим, что скорость хода при полной нагрузке у «Стрижа» на 7 км/час ниже, чем у «Ласточки», что объясняется более низким значением к. п. д. движителя (0,45 и 0,65 соответственно).
Катер «370М»
На фото 5-местного служебно-разъездного катера проекта «370М», выпускаемого уже в течение десяти лет. Чертежи крылатого варианта этого катера были опубликованы в № 9 сборника, вышедшем в 1967 г. Напомним основные данные катера «370М». Длина наибольшая — 6,54 м; ширина — 2,02 м; высота борта на миделе — 0,96 м. Водоизмещение полное — 1800 кг, 70-сильный двигатель обеспечивает скорость хода до 40 км/час.
От редакции
Уделяя много внимания стеклопластику, наша промышленность продолжает работы и по совершенствованию мотолодок из алюминиевых сплавов — наиболее освоенного и дешевого материала. Именно из легких сплавов в текущей пятилетке будет выпущено около 70% общего количества корпусов.
Однако было бы ошибочным считать, что в металлическом судостроении на сегодня уже решены все проблемы. По нашему мнению, еще нет оптимальной конструкции, которая при наименьших затратах материалов и труда позволяла бы получить высокие эксплуатационные качества. Пока что можно наблюдать обратную картину. С повышением мощности моторов увеличиваются габариты корпусов, возрастает вес, усложняется конструкция (если делать сравнение со ставшей уже «классической» «Казанкой»),
Нетрудно заметить, что и представляемая ниже мотолодка «Днепр мало отличается от ряда аналогичных судов, намечаемых к производству в текущей пятилетке (например, от «Казанки-5»), Так же, как и новая «Казанка» (о ней расскажут в следующем номере сборника конструкторы завода имени С. II. Горбунова), «Днепр» рассчитан на мотор до 30 л. с.; практически совпадают размеры, одинаковы и обводы.
Можно было бы привести и другие примеры параллелизма в освоении новых моделей. В то же время заводы и ведущее в этой области ЦКБ «Нептун», видимо, забыли о необходимости расширения ассортимента: постепенно снимаются с производства — без соответствующей замены — недорогие лодки, которые могли использоваться с наиболее доступными маломощными моторами «Прибой», «Ветерок» и «Москва». Такие лодки, изготовляемые с применением штамповки, имеющие минимальное количество детален, без дорогостоящего оборудования и даже без палубы нашли бы самый широкий спрос среди рыбаков, туристов и особенно в сельской местности, где лодки часто используют для. хозяйственных нужд. О рациональных конструкциях подобных лодок редакция предполагает повести разговор в следующих номерах.