На оптово-торговой ярмарке в Сокольниках представители торгующих организаций, ознакомившись с выставленным здесь опытным образцом (см. выпуск №30), сделали первые заказы. В 1971 г. планируется освоить серийный выпуск «Нептуна» и сдать в торговую сеть головную партию лодок.
Прогулочно-туристская лодка рассчитана на плавание по рекам, озерам и водохранилищам с выходом в прибрежные зоны морей при удалении от берега до 3 км и волнении не более 2 баллов (высота волны 0,5—0,75 м).
Основные данные мотолодки
Длина наибольшая, м | 4,03 |
Ширина, м | 1,59 |
Высота борта на миделе, м | 0,645 |
Вес мотолодки без мотора, кг | 186 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Допустимая мощность мотора, л. с. | 35 |
Корпус мотолодки выполнен из стеклопластика на основе полиэфирной смолы холодного отверждения. Толщина обшивки 3,9 мм, палубы 3,3 мм. Корпус собирается практически из двух предварительно отформованных секций, соединенных между собой по привальному брусу. Днище подкреплено деревянным (сосна) набором — килем и тремя поперечными брусками-флорами, которые не только обеспечивают жесткость обшивки, но и служат опорами для сплошного фанерного настила (внутреннее дно) и кормового дивана. Все деревянные детали приформовываются стеклотканью. Применение дерева в конструкции дало возможность несколько снизить себестоимость лодки благодаря уменьшению веса-стеклопластика в корпусе.
Окраска стеклопластике осуществляется введением пигмента в смолу при формовании наружного слоя. Это позволяет до минимума упростить уход за корпусом, так как освобождает владельца от необходимости регулярной ежегодной окраски. При испытаниях «Нептуну» пришлось преодолевать ледяное поле общей протяженностью не менее 400 м при толщине льда около 1 см, однако при последующем осмотре корпуса не было обнаружено каких-либо нарушений декоративного пигментированного слоя.
Некоторых покупателей пугает сложность ремонта корпусов из стеклопластика. Надо сказать, что времени он занимает даже меньше, чем ремонт фанерного или дюралевого корпуса. Очевидно, имеет большее значение дефицитность исходных материалов — смолы и армирующей стеклоткани. В документации, которой снабжается каждая мотолодка «Нептун», имеется инструкция по ее ремонту, а компоненты для изготовления стеклопластика уже в этом году будут поступать в торговую сеть в виде ремонтных аптечек.
Сомневаться в прочности стеклопластика не следует. На упомянутой ярмарке любой мог взять в руки молоток и лично сравнить прочность стеклопластика с прочностью других применяемых при постройке лодок материалов. Это убеждало самых недоверчивых. Надо еще добавить, что стеклопластик не подвержен коррозии и не гниет, а главное — гарантируется водонепроницаемость цельноформованного корпуса.
Обводы «Нептуна» с относительно большой килеватостью обеспечивают отличные мореходные качества. Волну мотолодка встречает удивительно мягко, палуба не забрызгивается. При испытаниях «Нептун» под двумя моторами «Вихрь», имея четырех человек на борту, встречал на полном ходу волну высотой 1,5—2 м и совершал с нее «полеты» до 10 м, не теряя при приводнении ни скорости, ни управляемости.
Продольные реданы (одновременно они служат и ребрами жесткости днища) делают мотолодку более устойчивой на курсе и благоприятно сказываются на ее скоростных качествах. Мотолодка испытывалась под мотором «Москва-25» и показала скорость с одним человеком 35,4 и с четырьмя 26,2 км/час; под двумя «Вихрями» скорости возросли до 46,5 и 39,8 км/час соответственно. С мотором «Вихрь-30» мотолодку «Нептун» можно будет использовать для буксировки воднолыжника.
Специальных воздушных ящиков нет. Запас плавучести обеспечивается герметизацией настила внутреннего дна и блоками пенопласта, приклеенными под палубой. Лодка, заполненная водой, остается на плаву с мотором и держащимися за нее людьми.
Мотолодка оборудована ветровым стеклом, окантованным прочным профилем, мягкими сиденьями автомобильного типа, рулевым управлением и съемным тентом.
Передние сиденья из кожзаменителя и поролона выполнены раздельными, что, на наш взгляд, удобнее для водителя и обеспечивает большую свободу перемещения в кокпите. Под сиденьями расположены рундуки для мелких вещей. Кормовой диван выполнен во всю ширину кокпита с валиком-подушкой для спины.
Рулевое управление штуртросово-го типа выведено к переднему сиденью; предусмотрена возможность установки дистанционного управления газом и реверсом мотора.
Съемный фартук тента, расположенный в кормовой части, снабжен застежкой «молния» по контуру.
В носу и корме лодки имеется достаточно места для размещения багажа, снаряжения и запасов топлива. В снабжение входят: пятикилограммовый якорь с тросом; черпак; весло-гребок; спасательное кольцо с тросом; швартовный фалинь; брезент, служащий противопожарной кошмой, и флаг-отмашка с футляром.
Все металлические дельные вещи — утки, киповые планки, детали крепления тента — имеют декоративное и антикоррозионное покрытие.
Пластиковый профиль по соединению секций корпуса и палубы не только обеспечивает хороший внешний вид, но и служит надежным привальным брусом.
Розничная цена «Нептуна» по мнению конструкторов должна составлять около 900 руб. Сбыт мотолодок будет производиться через Кировский областной Роскультторг.