Поскольку для повышения мореходности и улучшения условий обитаемости мы решили увеличить высоту борта на 400 мм и соответственно удлинили носовой и кормовой свесы, «Потеха» получилась на 1,25 м длиннее и на 0,35 м шире, чем классическая «четверка» типа «Поиск». При сохранении той же площади парусности (она увеличилась всего на 2—3 м2) водоизмещение нашей яхты возросло почти вдвое, так как корпус стал значительно тяжелее. Вес фальшкиля, отлитого из свинца, около 2 тонн.
Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 12,5 |
Длина по КВЛ, м | 10,0 |
Ширина наибольшая, м | 2,50 |
Осадка, м | 1,80 |
Парусность, м2 | 45 |
Мощность двигателя «СМ-557Л», л. с. | 13,5 |
Водоизмещение, т | 6 |
На нашей яхте установлен балансирный руль. На первых же испытаниях мы убедились, что он обеспечивает хорошие устойчивость на курсе и поворотливость.
Корпус яхты разделен на семь отсеков. В форпике, как обычно, оборудован цепной ящик, хранятся якоря, швартовные концы; попасть в него можно только через палубный люк. За кладовой для хранения парусов и одежды расположены две четырехместные каюты с подвесными койками. Каюты разделяет усиленная подмачтовая переборка с овальным вырезом 500X1000 по центру. Камбуз по левому борту и штурманский стол по правому расположены в следующем отсеке. Кокпит сделан самоотливным; под ним выгорожено моторное отделение. В ахтерпике уложены аварийные материалы.
Постройка корпуса яхты заняла 64 дня, причем работал весь экипаж — девять человек. Сборно-монолитная конструкция состоит из корпуса-оботочки, палубы срубкой, шести переборок и кокпита. В технологию работ особых новшеств мы не вносили, поэтому коротко опишем лишь основные ее этапы.
Подготовка пуансона заключалась в том, что мы перевернули килем вверх «четверку» и установили с таким расчетом, чтобы было удобно наращивать борта. Затем уложили два слоя тканой сетки № 10, набор из 4-миллиметровой проволоки (крест-накрест с ячейками 200X200) и 16-миллиметровых профилированных прутьев по килю и фальшборту и еще два слоя той же сетки № 10 Стыковка производилась электросваркой. Армирование заняло 10 дней.
При бетонировании применялся портландцемент марки 500. Строительство велось под открытым небом, корпус закрывали парусиной и сверху полиэтиленовой пленкой.
Жесткость под мачтовой переборки, вставленной в готовый корпус, снятый с пуансона обеспечивается набором из стального угольника 45X45. При изготовлении секций переборок мы устанавливали закладные пластины 70X70, к которым затем приваривались угольники-коротыши для крепления полок, сидений и т. п.
Ходовые испытании начались уже в сентябре. Осенняя погода яхту не баловала — пробовали мы ее при 7—8 баллах. «Потеха» легко отыгрывается на волне. Скорость тяжелой армоцементной яхты, нам кажется, даже стала больше, чем у старой «четверки». Во всяком случае так выходит, если учитывать среднюю скорость в трехдневном плавании Ленинград — Приморск — Ленинград.