Основное назначение этой четырехместной лодки — обслуживание тренировок и соревнований по гребному и водно-моторному спорту. Благодаря высокой скорости она может быть использована для патрульной службы рыбнадзора, а по вместимости пригодна и для туристских путешествий.
Основные данные лодки
Длина корпуса, м | 4,28 |
Ширина, м | 1,70 |
Ширина по скуле у транца, м | 1,11 |
Высота борта на миделе, м | 0,48 |
Вес лодки без мотора, кг | 120 |
Максимальная скорость с серийным «Вихрем», км/час | 45—47 |
При разработке ее теоретического чертежа были приняты за основу обводы спортивных катеров с плоско-килеватым днищем, имеющим продольную профилировку, днище имеет отгиб вниз со стрелкой 9 мм у транца. Лодка сохраняет хорошую скорость при любой загрузке: с четырьмя человеками она глиссирует, обгоняя «Казанку». В маршрутной гонке на прошлогодних соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» новосибирские спортсмены А. Орупкин и С. Неустроев заняли на лодке «Вихрь» четвертое место, пройдя 120-километровую дистанцию со средней скоростью 42,2 км/час.
К достоинствам лодок с малой килеватостью днища можно отнести и хорошую приемистость. При полной нагрузке лодка выходит на глиссирование за 5—10 сек., легко «вытаскивает» стартующего воднолыжника. Относительно ходовых качеств на волнении можно сказать, что лодка идет практически без снижения скорости при волне высотой до 0,3 м. На большей волне плоское днище подвергается ударам, делающим плавание некомфортабельным.
Для повышения статической остойчивости бортам мотолодки придан развал наружу по всей длине. Это одновременно позволило и увеличить ширину кокпита, уменьшить забрызгиваемость палубы. Кокпит спереди защищен от брызг ветровым стеклом высотой 300 мм, а с кормы от заливания волной — самоотливным рецессом для подвесного мотора.
Конструкция лодки разработана с учетом перегрузок, возникающих в плоскодонном корпусе при ходе на зыби. Основной материал, применяемый при изготовлении набора, — ель и сосна. Такие ответственные детали, как флоры и форштевень, выполнены ламинированными — гнуто-клееными из тонких реек, причем флоры фанерованы с обеих сторон. Опыт показал, что флоры такой конструкции лучше воспринимают динамические нагрузки, чем обычные, выпиленные из доски. Конструкторы отказались также и от общепринятого варианта с врезкой днищевых стрингеров во флоры и креплением шурупами. Отмечено, что при ходе на волне упругие стрингеры вибрируют вместе с фанерной обшивкой днища и шурупы вырывает из флоров. На «Вихре» флоры укладываются на стрингеры без врезки и проклепываются с ними медными заклепками. По всем соединениям наряду с механическим крепежом используется клей ВИАМ-БЗ.
Обшивка, выполненная из авиационной фанеры (ГОСТ 102—49) толщиной 5 мм, крепится по скулам стальными оцинкованными шурупами 4X30, а к килю и днищевым стрингерам— медными заклепками 2,5X40. Днище и борта до уровня на 200 мм выше скулы оклеиваются двумя слоями стеклосетки ССТЭ-6 на эпоксидной смоле ЭД-5. Это надежно защищает фанеру, особенно по стыкам на скуловом стрингере, от износа и действия воды. Днища лодок типа «Вихрь», эксплуатировавшихся в течение трех навигаций, нуждаются сейчас лишь в обычной «ежегодной» окраске.
Слабым местом конструкции корпуса многих лодок является транец. На «Вихре» он надежно раскреплен — соединен двумя продольными полупереборками с палубой, днищем и шпангоутом № 8, а также мощной кницей в ДП с килем. За все четыре года завод не имел рекламаций по недостаточной жесткости или водотечности этого узла.
Снаружи оклееный стеклопластиком корпус покрывается грунтом ГФ-020, шпаклюется и окрашивается свинцовым суриком (днище) и пентафталевыми эмалями (борт и палуба). Лодка оборудуется репчатыми пайолами, жесткими складными фанерными сиденьями со спинками, носовой уткой-ручкой, дистанционным управлением поворотом, газом и реверсом мотора.
Завод изготовляет лодки только по заказам организаций. Отпускная стоимость лодки, укомплектованной мотором «Вихрь», составляет 1014 руб.
К сожалению, завод не имеет возможности высылать комплекты чертежей желающим построить лодку самостоятельно. Приводим для судостроителей-любителей таблицу плазовых ординат и общие чертежи конструкции. В деталях корпус можно построить, пользуясь любым другим подробным проектом четырехметровой лодки.
Опыт эксплуатации и постройки серии мотолодок «Вихрь» позволил создать конструкцию лодки больших размеров, рассчитанной на два «Вихря». Серия этих лодок в варианте воднолыжного буксировщика уже выпускается заводом.