«Пеллой» с успехом можно заменить те дощатые «фофаны», которые выдаются напрокат на наших лодочных станциях и большая часть которых, добавим, имеет плачевное состояние. Ясно, что стеклопластик, обладающий явными преимуществами перед деревом, позволит увеличить срок службы лодок, сократить расходы на их ремонт.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,1 |
Ширина наибольшая, м | 1,4 |
Высота борта на миделе, м | 0,51 |
Вес корпуса, кг | 89 |
Пассажироиместимость, чел | 4 |
При проектировании лодки особое внимание было уделено обеспечению безопасности плавания. Благодаря наличию под банками блоков из пенопласта «Пелла», полностью заполненная водой, остается на плаву и поддерживает четырех человек, находящихся за бортом; она сохраняет при этом положение «на ровный киль», так как центр плавучести оказывается расположенным выше центра тяжести. Как показали испытания, запас плавучести оказался более чем достаточным: даже с балластом 50 кг высота надводного борта затопленной лодки составляла 50—70 мм. Поэтому при серийной постройке лодок от приклеивания пенопласта под средними банками решено было отказаться.
«Пелла» очень легко идет на веслах, устойчива на курсе, достаточно мореходна. Обводы ее традиционны для гребных лодок: круглоскулые, с поднятым носом и развитым килем-плавником в корме под транцем. Корпус имеет плавные, сильно заостренные в корме ватерлинии и поднимающиеся линии батоксов. Кормовым шпангоутам придана значительная килеватость, а транец едва погружен в воду. Такие обводы обеспечивают плавное обтекание корпуса при наименьшем волнообразовании, а следовательно, и небольшое сопротивление движению на малых скоростях, которые можно получить при гребле.
Испытания лодки проводились на Неве под мотором «Ветерок» мощностью 8 л. с. Скорость с четырьмя пассажирами составила 10 км/час, с одним человеком — 14,8 км/час.
Выяснилось, что при ходе с одним водителем на борту требуется смещение центра тяжести в нос, обычное для подобных водоизмещающих лодок. Очевидно, следует избегать кормовой центровки, или хотя бы удлинять румпель мотора.
Однослойная обшивка лодки имеет продольные гофры треугольного сечения и уступы — высадки, обеспечивающие достаточную жесткость и прочность корпуса без установки набора. Уступы на бортах, кроме того, служат опорами для крепления банок.
Верхняя кромка бортов лодки (планширь) отформована вместе с обшивкой в виде фланца. Толщина обшивки — 3,5 мм, планширя — 5 мм.
Транец усилен подмоторной доской толщиной 30 мм. Пигментирование смолы при нанесении наружного слоя обшивки позволяет эксплуатировать ложу без ежегодной окраски. Для снижения расхода стеклопластика, стоимость которого очень высока (около 60—70% стоимости готовой лодки), банки выполнены деревянными; две средние из них имеют сечение 25X300.
При испытаниях лодки всесторонне проверялись не только мореходные се качества, но и прочность корпуса. В частности, трижды с полного хода под мотором «Пелла» выбрасывалась на галечный берег; при последующем осмотре корпуса ни пробоин, ни отслоений, ни каких-либо иных повреждений обнаружено не было. Кроме того, лодку в полном грузу буксировали со скоростью 20 км/час за катером, заложив буксирный конец за носовой рым. И при этом также никаких повреждений не было.
При корректировке чертежей для серийной постройки в проект пришлось внести лишь небольшие изменения, направленные на улучшение внешнего вида лодки.
Цена лодки «Пелла» 240 руб; ее можно заказать через местные базы культторга и спортторга.