Относительно высокой стоимости «Агата» можно сказать, что она в основном определяется ценой на исходные материалы — стеклоткани и полимерные смолы. В этой связи первостепенное значение приобретают уменьшение габаритов и веса пластмассовых корпусов, использование в конструкции деревянных деталей, совершенствование технологии производства. Нам кажется, что в проекте «Агата» имеются резервы в любом из этих направлений. В частности, представляется завышенным вес мотолодки с каютой, составляющий 68 кг на один кубический метр условного объема корпуса (LBH). Лучшие зарубежные суда аналогичного класса имеют удельный вес 38—45 кг/мЗ.
Разработаны и испытаны две модели мотолодки «Агат», рассчитанной на применение самых мощных из выпускаемых нашей промышленностью подвесных моторов «Москва-25» и «Вихрь-М» (допустима спаренная установка моторов общей мощностью 50 л. с.). Оба варианта лодки созданы на базе одного и того же корпуса, имеющего трима-ранные обводы.
Основные данные мотолодок
«Агат-4» | «Агат-6» | |
Длина наибольшая, м | 4,74 | 4,74 |
Ширина наибольшая, м | 1,87 | 1,87 |
Высота борта на миделе, м | 0,80 | 0,80 |
Высота габаритная, м | 1,90 | 1,48 |
Вес порожнем, кг | 483 | 410 |
Осадка средняя при полной загрузке, м | 0,28 | 0,28 |
Скорость с 2 ПМ «Москва-25А», км/час: | ||
при полной загрузке | 30,1 | 35 |
с 1 чел. на борту | 40 | 45,7 |
В туристском варианте мотолодка (модель «Агат-4») оборудована светлой и довольно просторной каютой, в которой могут разместиться на ночлег четыре человека. Подволок каюты имеет мягкую зашивку, борта и кормовая переборка облицованы декоративным пластиком. В кокпите с поручнями по бортам установлены два мягких кресла (между ними свободный проход к двери в каюту) и кормовой диван. Достаточно места для снаряжения и запасов. Общая грузоподъемность лодки 500 кг. При длине корпуса 4,7 м такое решение проблемы туристского каютного мини-катера удалось получить только благодаря тримаранным обводам, позволившим поставить рубку (сдвинув ее до предела в нос) без резкого уменьшения размеров кокпита.
На открытом прогулочном варианте «Агате-6» в кокпите на креслах и кормовом диване размещаются шесть человек. Под носовой палубой — место для размещения багажа. Полная грузоподъемность этого варианта 600 кг.
Мотолодка спроектирована с учетом «Типажа катеров и лодок для продажи населению» (см. выпуск №24 за 1970 г.) и отвечает основным техническим требованиям, предъявляемым к типам судов 8 и 9. Однако главные размерения «Агата» несколько меньше, чем установленные типажом. Испытания подтвердили правильность этого решения, так как с точки зрения безопасности плавания наш тримаран не уступает лодкам рекомендованных размеров. Вероятно, при разработке проекта ГОСТа на прогулочные катера и лодки, в основу которого будет положен типаж, следует учесть опыт проектирования и эксплуатации «Агата».
На наш взгляд, нормы высоты надводного борта в типаже несколько завышены, что приводит к увеличению веса и стоимости лодки (это особенно важно при постройке их из стеклопластика из-за высокой стоимости материала). Для небольших судов, легко «отыгрывающихся» на волне, вероятно, вообще нецелесообразно устанавливать какие-то нормы по высоте надводного борта. Та высота борта, которая нужна для обеспечения остойчивости (при размещении 60% пассажиров на одном борту), обеспечит и необходимую безопасность плавания на волнении.
Непотопляемость мотолодки в обоих вариантах обеспечивается блоками пенопласта. Залитая лодка сохраняет плавучесть; пассажиры, находящиеся в воде, могут при этом держаться за лодку. При размещении всех шести пассажиров у одного борта минимальная его высота над водой около 100—150 мм.
Мореходность обеих мотолодок проверялась выходом в море при 3-балльной волне и ветре около 5 баллов (порывами до 6). Пассажиры «Агата-4» не испытывали при этом особых неудобств. На «Агате-6» при ходе на полной скорости под углом 45° к бегу волны пассажиры иногда принимали душ и приходилось снижать число оборотов.
В хорошую погоду «Агат» с двумя моторами устойчиво буксирует одного — двух воднолыжников.
Применено обычное дистанционное управление моторами «Москва», изготовленное Ржевским моторным заводом. Испытания показали, что качество его оставляет желать лучшего (два гибких троса пришлось заменить; рукоятки передвигаются с большим трудом); попытки объединить управление газом и реверсом обоих двигателей не увенчались успехом.
В процессе создания «Агата» пришлось столкнуться и с целым рядом организационных трудностей. В соответствии с требованиями типажа мотолодки такого типа должны быть оборудованы ходовыми огнями, мягкими сиденьями, дистанционным рулевым устройством, ручками для переноса, зеркалом заднего обзора, забортным трапом. В настоящее время выполнить эти требования очень трудно. Выпуск подвесных моторов, обеспечивающих питание электросистемы, еще не налажен; многие детали и узлы оборудования централизованно не выпускаются, поэтому каждый завод — строитель лодок вынужден изготовлять эти детали своими силами, что, несомненно, влечет за собой неоправданное увеличение стоимости мотолодок.
Корпуса отформованы из стеклопластика на основе полиэфирной смолы НПС-609-21М и стеклоткани АСТТ(б)-С2-0. Толщина днища — 4 мм, бортов и палубы — 3 мм. Обшивка подкреплена пустотелым килем трапециевидного сечения и шпангоутами коробчатого сечения, отформованными на заполнителях из пенопласта.
Проектная стоимость (без моторов) «Агата-4» — 2600 руб., «Агата-6» — 2000 руб.