Этих затруднений можно избежать, если принять «на вооружением буксировщики с подвесными моторами. С двумя «Вихрями» небольшая легкая и, добавим, недорогая мотолодка развивает скорость до 50—55 км/час, что позволяет буксировать лыжника со скоростью 42—45 км/час. Этого, конечно, недостаточно для проведения крупных соревнования, но и с такой скоростью буксировщику хватит работы при первоначальном обучении и тренировках спортсменов, отработке техники фигурного катания.
Основные данные буксировщика
Длина наибольшая, м | 4.70 |
Ширина наибольшая, м | 1,85 |
Высота борта, м | 0,70 |
Вес лодки без моторов, кг | ~200 |
Максимальная скорость под двумя «Вихрями» (со штатными винтами), км/час | 50 |
Лодка с двумя подвесными моторами стоит почти вдвое меньше, чем катер. Обслуживание «Вихрей» доступно любому спортсмену, а благодаря возможности заметит для ремонта одного из моторов работать такой буксировщик будет практически бесперебойно. Добавим, что для некоторых акваторий катер со стационарным двигателем просто непригоден из-за недостатка места для поворотов, малой глубины, наличия водорослей.
Важным преимуществом мотолодки перед катером является также меньший вес п. следовательно, транспортабельность лодки. Ее можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем пли в кузове трехтонного грузовика, поднимать на берег и спускать на воду без подъемного крана или слипа.
Приступив к разработке проекта и выпуску подобного буксировщика с подвесными моторами, мы не ошиблись: лодка пользуется большим спросом. За полтора года Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения выпустил свыше 100 судов этого типа и обеспечен заказами спортивных коллективов (особенно — вновь организуемых) на год вперед. Лодки приобретают не только воднолыжники; их используют для разъездов, а также обслуживания соревнований но другим видам водною спорта. При соответствующем оборудовании (топливные баки повышенной емкости, складной тент, багажники) мотолодка пригодна и для дальнею туризма.
Особенности обводов корпуса продиктованы основным назначением лодки — необходимостью буксировки воднолыжника. Плоское, с минимальной килеватостью в корме днище и значительная ширина по скуле у транца (1,50 м) обеспечивают хорошую приемистость, т. е. минимальный разбег судна до выхода на глиссирование. Широкая корма важна и для поддержания довольно большого веса двух «Вихрей», равного, кстати говоря, весу современного 60-сильного подвесника. Перегрузки, которые испытывает лодка с малой килеватостью днища на волнении, в данном случае не имеют первостепенного значения. гак как тренировки и соревнования воднолыжников проводятся на спокойной воде. К тому же отметим, что. как показали испытания, вол в у высотой до 0.7 м наш буксировщик свободно преодолевает без снижении скорости хода.
Существенным качеством буксировщика является устойчивость на курсе при виражах спортсмена-лыжника. обеспечиваемая небольшим килем-плавником, закрепленным на днище в кормовой части лодки.
Лодка оборудована мягкими сиденьями для четырех пассажиров, причем кормовые сиденья развернуты спинками вперед, что позволяет тренеру наблюдать за действиями лыжника. Кроме того, сосредоточение веса пассажиров вблизи миделя обеспечивает удовлетворительную центровку судна. Обе пары сидений выполнены раздвижными: при необходимости они легко превращаются в две продольные банки.
В палубе у транца имеется подмоторная самоотливная ниша, предохраняющая лодку от заливания волной с кормы, а также от попадания в трюм топлива из мотора. Под нишей размещаются штатные бачки моторов.
Лодка комплектуется дистанционным управлением дроссельной заслонкой карбюраторов, реверсом и поворотом моторов. Рукоятки газа и реверса — раздельные для каждого мотора; такой вариант, как показало сравнение в эксплуатационных условиях (на нервов лодке управление было синхронным — с общими рукоятками), более надежен и удобен. Конечно, четыре рукоятки — хуже, чем две; целесообразно было бы сблокировать управление дроссельной заслонкой и реверсом в каждом моторе на общую рукоятку (см., например, №15 сборника), по подобная конструкция будет сложнее и дороже в производстве и поэтому должна, по нашему мнению, выполняться на моторостроительных заводах. Кстати, в шведских моторах фирмы «Кресчент» подобная блокировка предусматривается; и газом и реверсом управляют. вращая рукоятку румпеля.
Нужно заметить, что пока еще единственные наши сравнительно мощные моторы — «Вихри» во многом не удовлетворяют спортсменов-лыжников. Очень плохо, что нет дистанционного запуска. Даже два таких мотора не могут обеспечить старта лыжника из воды на монолыже. Применение 30-сильных «Вихрей» с электрозапуском позволит расширить область применения нашей лодки-буксировщика.
Несколько слов о конструкции лодки. Корпус обшивается 5-миллн-метровой водостойкой фанерой; набор изготовляется из качественных пиломатериалов хвойных пород, а также дуба и ясеня. Днище подкреплено восемью продольными стрингерами, опирающимися на ламинированные флоры, оклеенные фанерой с обеих сторон. Такая конструкция обладает высокой степенью эластичности; ударные перегрузки не вызывают растрескивания по слоям, которое нередко можно наблюдать на флорах из сплошной древесины. Обвязка транца выполнена из брусков толщиной 30 мм; транец надежно перевязан с килем, палубой и бортами. Днище и борта до ватерлинии защищены двумя слоями стеклоткани; корпус окрашивается пентафталевыми эмалями.
Лодка в полном комплекте (с двумя моторами, системой дистанционного управления, ветровым стеклом, снабжением и т. п.) отпускается организациям по цене 2280 руб.