Основные данные яхты «Флора»
Длина наибольшая, м | 5,94 |
Длина по ватерлинии, м | 4,46 |
Ширина наибольшая, м | 2,08 |
Ширина по скуле, м | 1,80 |
Надводный борт в носу, м | 0,95 |
Надводный борт в корме, м | 0,84 |
Осадка, м | 0,65 |
Парусность, м2 | 16,00 |
Стараясь сделать яхточку более компактной и быстроходной, я несколько уменьшил ее размеры и изменил соотношение длины к ширине (с учетом данных по французским яхтам). Пришлось в соответствии с этим пересчитать элементы теоретического чертежа. В дальнейшем и другие стороны проекта, включая вооружение, оборудование, форму надстройки, также претерпели некоторые изменения, так что в конце концов моя яхта заметно отличается от «Дельфина».
Площадь парусности увеличена с 10 до 16 м2, причем вместо кэта применено вооружение шлюпом. Думаю, что с двумя парусами проще управлять яхтой.
Изменилась и конструкция корпуса. Обшивка выполнена не из фанеры, а из сосновых досок толщиной 18 мм на шпангоутах из ели. Соединения деталей шпангоутных рамок — безкничные, на медных заклепках. Киль — натесной, из трех соединенных болтами частей. Форштевень — цельный из подходящего по кривизне дерева.
Конструкция яхты рассчитана на плавание по Онежскому озеру, а при необходимости и вдоль берегов Белого моря. Остойчивость обеспечивается относительно тяжелым балластом (300 кг), закрепленным под пайолами каюты. Применение простейшего патент-рифа позволяет быстро уменьшать площадь грота.
Для плавания в штиль и подхода к берегу на «Флоре» установлен стационарный двигатель «СМ-557Л» (мощность 13,5 л. с.), под которым яхта развивает скорость около 14,0 км/час.
Штурвал и дистанционное управление двигателем (реверс, газ) расположены с левого борта на стенке рубки. Кроме того предусмотрено рулевое управление и из каюты. Полубалансирный руль подвешен прямо на транце.
Крыша рубки поднята над палубой на 500 мм. Это вообще-то многовато, но зато высота в каюте обеспечивает хорошую обитаемость: от пайола до подволока 1,52 м. В носовой части яхты оборудованы три спальных места. Дальше в корму по левому борту расположены диванчик со съемным сиденьем и шкаф, по правому — встроенный кухонный шкаф с откидной стенкой (он же рабочий стол для карт) и камелек. Наружная часть трубы этого камелька сделана съемной и убирается в ахтерпик. Рубка полностью остеклена по передней и боковым стенкам, что обеспечивает хороший обзор изнутри и освещенность внутренних помещений.
В кокпите возвышающийся над пайолом кожух мотора продолжен до переборки ахтерпика и под ним расположен 100-литровый топливный бак, закрытый деревянным кожухом. Оба кожуха сделаны съемными и выполняют роль сидений.
В августе 1969 г. «Флора» вышла в свой первый поход. По Онежскому озеру мы наплавали за 19 суток около 700 км и получили полное представление о качествах нашего судна. В маленькой яхточке мы чувствовали себя, как дома. Всходит она на волну легко. Палуба остается сухой даже в 6—7-балльный шторм. Управляемость под парусами при слабом и среднем ветре вполне нормальная, при сильном — несколько хуже затрудняется лавировка (это мы объясняем в основном низким качеством парусной ткани).
При заходе в одну из многочисленных речек случилось несчастье: поломалась мачта (об электропровода). Времени сделать новую мачту я уже не имел, и «Флора» стала служить как катер.
В заключение хочу сказать следующее. Несмотря на все трудности постройки (а их было немало), я очень доволен, что построил именно килевой мини-крейсер. Не отрицая достоинств крейсерского швертбота, считаю все же, что отверстие в днище явно ослабляет конструкцию, а шверт слишком уязвим. Отмечу, что мощный еловый киль не раз спасал нас от серьезных неприятностей при посадке на камни у берега.