Нам очень хотелось иметь складную двухместную лодку весом не более 60 кг (чтобы можно было перевозить на багажнике «Запорожца-965»), пригодную для плавания не только на веслах, но и с моторчиком «Салют», и под парусом. Назначение лодки: отдых на лоне природы, разумеется при небольшом удалении от берега, рыбалка и охота, поэтому хотелось, чтобы в ней можно было не только удобно сидеть, но и без опаски стоять (например, при ловле на спиннинг).
Первоначально я разработал проект складного дюралевого катамарана, но из-за отсутствия необходимых материалов пришлось эту идею оставить. Тогда я обратился к складным двухместным лодкам (по 55 руб.), которые продаются чуть ли не во всех магазинах. Лодки короткие и широкие, поэтому раздвигать корпуса смысла не было, мы поставили их прямо борт к борту. Корма и нос каждой лодки закрыты небольшой брезентовой палубой, под которой для обеспечения непотопляемости закреплены надутые волейбольные камеры.
В каждой лодке размещается один человек. Сидим на складных дюралевых стульчиках (цена 5 руб.), а при ходе под парусом — на надувных подушках. При необходимости над плотиком ставится тент-палатка, а в корпусах устраиваются удобные спальные места.
Между корпусами лодок ставятся спереди мачта, затем шверт, а сзади мотор «Салют». Крепление лодок между собой осуществлено при помощи носовой и кормовой балочек, а также накладных планок с болтами в том месте, где корпуса соприкасаются. Балочки одинаковы и представляют собой дюралевый угольник (порядка 40X40X3) длиной около 1700 мм со срезанной на длине по 600 мм с краев вертикальной полкой. Уложены они прямо поверх бортов на расстоянии 455 мм от носа и кормы соответственно и крепятся при помощи болтов и выгнутых по обводу верхней кромки борта угольников-коротышей. Кроме того, в корме ставится дополнительная подмоторная балочка из двух угольников с дюралевым «лотком» между ними и деревянной вставкой посередине для крепления струбцинок «Салюта». Мотор находится между корпусами, хорошо защищен, управлять им довольно удобно. Скорость мы не замеряли, но думаю, что она не меньше 7—9 км/час. Должен подчеркнуть — скорость для нас не так уж важна!
Гребем заводскими веслами обычно вдвоем, каждый со своего борта, но можно грести и одному.
Для прохождения узкостей спаренные лодки могут быть легко разъединены, а балки и моторчик уложены в корпуса.
Свой катамаран мы называем «охотничьим плотиком», поскольку составляющие его лодки официально именуются «охотничьими». Габариты его 2,25X1,84 м. При нормальном водоизмещении около 260 кт осадка (без шверта) всего 13 см. Высота борта на миделе 34 см, в носу — 38 с.м. Для повышения «мореходности» высоту надводного борта в носовой части неплохо бы увеличить, но пока обходимся без этого. Вес обоих корпусов с веслами 42 кг, балок и двух стульчиков 9 кг.
Работы по доводке парусного вооружения еще не закончены, поэтому привожу только самую краткую его характеристику. Площадь паруса 3 м2. Мачта и гик дюралевые разборные. Мачта высотой 3 м и устанавливается в носу на специальной легкосъемной треноге и может быть быстро опущена. Шверт поворотный. Пером руля служит легкосъемная обтекаемая насадка на подводную часть «Салюта».
В заключение несколько слов о складной лодке как таковой. Эта дюралевая плоскодонка довольно удобна и практична, правда, двоим в ней, я думаю, тесновато. На веслах идет неплохо, но неустойчива на курсе. В аварийной ситуации влезть в нее из воды через борт довольно трудно. Кромки бортов режут руки, нет никакого планширя хотя бы минимальной ширины.
Даже на небольшой волне поперечная резиновая полоса заметно «играет». Основным недостатком конструкции является то, что наибольшие напряжения возникают в резиновых полосах как раз на незащищенных скулах. Выступы на днище и на скулах в местах прикрепления резины хотя и небольшие, но заметно ухудшают обтекание корпуса. При транспортировке сложенной лодки (при вертикальном положении пакета) легко может быть повреждена поперечная резиновая полоса.
Штыри уключин на веслах коротковаты и выскакивают из гнезд.