Основное назначение катера — дальний туризм. В кратковременное плавание на нем могут выходить девять человек (по числу мест для сидения). Благодаря быстроходности и мореходности «Нимфа» пригодна и для несения службы наблюдения на водах. Район плавания — реки, озера, водохранилища и прибрежные зоны морей с удалением от берега до 5 км при волнении моря до трех баллов включительно. Так как остойчивость и высота надводного борта катера отвечают требованиям, предъявляемым к судам класса «М» Речного Регистра РСФСР, а корпус практически непотопляем, то «Нимфу» можно безопасно эксплуатировать и в более тяжелых гидрометеорологических условиях.
Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 6,54 |
Ширина наибольшая, м | 2,31 |
Высота борта, м: | |
у форштевня | 1,20 |
на миделе | 1,10 |
у транца | 1,00 |
Водоизмещение порожнем, т | 1,75 |
Число пассажиров, обеспеченных штатными спальными местами | 4 |
Водоизмещение полное с 4 пассажирами, т | 2,25 |
Средняя осадка при полной нагрузке, м | 0,33 |
Скорость хода при полной нагрузке, км/час | 45 |
Дальность плавания, км | 150 |
Начальная поперечная метацентрическая высота, м | 1,0 |
Двигатель | «М8ЧСПУ-100-1» мощностью 90 л. с. |
В соответствии с заданием требовалось обеспечить скорость хода не менее 45 км/час при наличии сравнительно маломощного и в то же время громоздкого двигателя.
Были разработаны три варианта теоретического чертежа катера: два традиционного однокорпусного типа и один так называемого «тримаранного» (кафедрал). Все три варианта имели явно выраженные глиссирующие обводы, но отличались углами килеватости и обводами днища и характером скулы. Для постройки был принят вариант корпуса с отгибом днища в районе скулы, килеватостью 14° на миделе и 6° у транца.
Правильность выбора теоретического чертежа, а также расчеты по определению скорости хода и элементов гребного винта проверялись испытаниями моделей в опытовом бассейне.
Корпус катера, палуба с надстройкой, переборки, выгородки и капот двигателя выполнены из стеклопластика на основе полиэфирной смолы холодного отверждения марки НПС-609-21М и стеклоткани сатинового плетения марки АСТТ(б)-С2-0. Для подкрепления наружного декоративного слоя применена стеклосетка марки СЭ-0-1. Метод контактного формования с поперечно-продольной укладкой стеклоткани позволил получить высокие прочностные характеристики пластика при относительно небольшом весе корпуса.
Корпус подкреплен поперечным набором, установленным с малой шпацией (в пределах от 300 до 350 мм), переборками и выгородками. Жесткость борту придает 25-миллнметровый выступ, отформованный в обшивке. Продольными связями служат стенки диванов, переходящие в продольные переборки и фундаментные балки в районе кокпита. Толщина обшивки днища п транца 4,5 мм, бортов 3,5 мм, палубы и надстройки 3 мм.
Остойчивость можно характеризовать углом крена, при котором заливается кокпит. У «Нимфы» он составляет 40°. Даже если четыре пассажира размещаются на палубе вдоль надстройки с одного борта, крен катера не превышает 12°.
Непотопляемость обеспечивается пенопластовыми блоками плавучести в носовой оконечности и по бортам. При полном заполнении водой катер имеет достаточный запас остойчивости и плавучести — действующая ватерлиния параллельна линии палубы, а высота надводного борта (до линии палубы) составляет 7 см.
В каюте установлены два дивана, спинки которых в поднятом положении служат верхними койками. Между диванами расположен стол, который можно опустить на уровень сидений и устроить дополнительное спальное место.
По правому борту в районе коридора в выгороженном отсеке установлены газовая плита на две конфорки, посудный шкаф и умывальник, соединенный трубопроводом с цистерной питьевой воды. По левому борту расположены пульт управления катером, сиденье и шкаф.
Большие окна салона, мягкая зашивка подволока и бортов павинолом, отделка стола и платяного шкафа под ценные породы дерева, хорошая вентиляция салона и камбуза, общее цветовое решение в зеленовато-белых тонах делают «Нимфу» уютной и комфортабельной.
Катер оборудован полным комплектом ходовых огней, системой внутреннего освещения, поворотной фарой и двумя электрическими звуковыми сигналами. Для защиты пассажиров от дождя и солнца над кокпитом предусмотрен съемный тент. В надстройке над сиденьем рулевого имеется люк.
В соответствии с требованиями «Типажа катеров и лодок для продажи населению» в комплектацию входят водоотливная помпа, ведра пожарное и парусиновое, концы, якорь, весло-крюк, зеркало заднего обзора, флаги-отмашки, флагшток, кранцы, спасательный круг и нагрудники, складной забортный трап.
Штатные цистерны вмещают 95 л топлива и 40 л пресной воды.
Испытания проводились в декабре 1970 г. на Черном море. На тихой воде катер развил скорость 45 км/час.
Катер выходит на устойчивое глиссирование при скорости хода около 30 км/час. Дифферент, при выходе на глиссирование равный примерно 6°, с увеличением скорости снижается и на полном ходу составляет всего около 2,5°.
«Нимфа» хорошо слушается руля. Диаметр установившейся циркуляции на полном ходу при максимальной перекладке руля на борт (35°) не превышает 5,5 длин корпуса; при этом возникает незначительный внутренний крен — около 4°.
Пробег катера по инерции при переходе с полного переднего на задний ход не превышает трех длин корпуса, судно останавливается через 6— 8 секунд.
Испытания на волнении (3 балла) показали, что при движении на острых курсовых углах к волне (90—45°) при полных оборотах двигателя ощущаются сильные периодические удары корпуса о волны; при этом брызги попадают на лобовые стекла и крышу надстройки. При снижении числа оборотов двигателя до 2300 об/мин., что соответствует скорости хода на тихой воде около 30 км/час, эти явления прекращаются. На других курсовых углах к волне ударов и забрызгивания нет.
Прн ходе лагом к волне наибольшая амплитуда бортовой качки не превышает 7—8°, качка носит плавный характер.
Результаты испытаний позволили рекомендовать катер к промышленному производству.
Ориентировочная стоимость полностью укомплектованного катера составит около 7700 рублей.