Выступающий за транец участок днищевой обшивки применяется на лодках с чрезмерно кормовой центровкой для того, чтобы перенести назад и точку приложения гидродинамической подъемной силы. В данном случае этот выступ, так же как и отгиб днища вниз, оказались, очевидно, излишними.
Технические данные лодки
Длина, м | 2,80 |
Ширина наибольшая, м | 1,35 |
Высота борта, м | 0,55 |
Вес корпуса, кг | Около 60 |
Скорость под мотором «Ветерок-12», км/час: | |
с одним чел | более 45 |
с двумя чел | 40 |
При проектировании этой прогулочной микромотолодки мне хотелось, чтобы она обладала высокой скоростью, была надежной, легкой, транспортабельной и, конечно, красивой. К моменту написания статьи на «Веге-1» уже пройден 1500-километровый маршрут по Дону. И должен сказать, что в этом испытательном пробеге она превзошла все мои расчеты и ожидания.
Благодаря минимальному количеству шпангоутов фанерный корпус получился не только легким, но и простым по конструкции. Был соблазн отказаться и от скуловых скосов, что еще больше упростило бы постройку, однако мне кажется, что они улучшают остойчивость, а также вместе с фальшкилями-реданами способствуют повышению устойчивости лодки на курсе. Для уменьшения замывания скосов края днища немного выпущены (по ширине) наружу и служат своеобразными брызгоотбойниками. По верхней скуле выпущена вниз кромка бортовой обшивки.
Рабочий участок днища сделан совершенно плоским, поэтому лодка легко выходит на глиссирование. Днищевая обшивка на 100 мм выступает за транец, образуя сплошную транцевую плиту с вырезом в ДП для прохода «ноги» мотора. Кроме того, днище у транца немного отогнуто вниз. На максимальной скорости при малой нагрузке теперь желательна даже более кормовая центровка.
На полной скорости «Вега-1» разворачивается на пятке: диаметр циркуляции меньше двух длин корпуса. Мелкую волну (до 30 см) лодка проходит, не снижая скорости, но, конечно, ведет себя, как и все плоскодонки.
Набор корпуса собран на эпоксидной смоле с запрессовкой шурупами. Приведу сечения основных связей: киль — 20x50; бортовой, скуловые (по обеим скулам) и днищевой (по одному на сторону над фальшкилем-реданом) стрингеры — 15x20; привальный брус — 20X20. Шпангоуты собраны из сосновых реек 15x60 и 15X40 на двухсторонних 3-миллиметровых фанерных кницах. Транец из 6-мпллиметровой фанеры подкреплен подмоторной доской 150X25 по всей ширине. Для обшивки использована авиационная фанера, на рабочем участке днища — 8-миллиметровая с уменьшением толщины к носу до 3 мм; борта, скуловые скосы и палуба покрыты 3-миллиметровой фанерой. Готовый корпус оклеен стеклотканью.
В кокпите шириной 1150 мм установлено двухместное сиденье. За его спинкой оборудованы два рундука вдоль бортов. В корму от переборочки на шп. 4 выгорожен герметичный воздушный ящик, верхняя наклонная крышка которого служит дном подмоторного рецесса. Герметичный носовой отсек образует водонепроницаемая переборка на шп. 1. Решетчатый пайол устанавливается только перед сиденьем. Управление — дистанционное.
Лодку свободно можно перевозить на багажнике легкового автомобиля. Я думаю, что моя «Вега-1» понравится любителям прогулок на воде. Для дальнейшего увеличения скорости планирую отполировать гребной винт и подводную часть мотора. Очевидно, придется увеличить шаг винта мотора «Ветерок-12».