Каноэ, чертежи которого разработаны американцем Джорджем Дэниелсом, хорошо прежде всего тем, что вы спокойно можете в нем встать в полный рост (например, забрасывая спиннинг) или до отказа набить корпус домочадцами, да и вообще вести себя гораздо свободнее, чем в любой другой лодке подобных размеров, и оно не опрокинется. Длина каноэ около 4,9 м; габаритная ширина с выдвинутыми поплавками 3 м; ширина основного корпуса по днищу — 876 мм. Высота борта в носу и корме около 400 мм, на миделе — 300.
Грести и управлять не труднее, чем на стандартной байдарке: дело в том, что когда каноэ идет без крена, поплавки, обеспечивающие его остойчивость, не создают добавочного сопротивления движению, так как совершенно не касаются воды. Нацепив на транец суденышка двухсильный «Салют», вы получите неплохую скорость при очень незначительных затратах на горючее.
Видите, сколько преимуществ! А построить эту простейшую по конструкции фанерную плоскодонную лодку может каждый. Все что нужно для этого — несколько листов 6-миллиметровой фанеры, сосновые или еловые рейки и немного — около 0,150 м3 — пенопласта (единственный дефицитный материал). Разумеется, можно, сделать поплавки полыми фанерными или иной конструкции, но пенопластовые будут самыми надежными и прочными. Забегая вперед, отметим, что пенопласт нужно защитить от возможного на многих водоемах разрушающего действия нефтепродуктов (оклейкой тканью или иными мерами, например, покрыв двумя слоями эмалевой краски — масляную применять нельзя!). Лучше всего и сам корпус оклеить, если не слоем стеклоткани, то хотя бы миткалем или бязью на эмалите. Применяемый клей во всех случаях должен быть водоупорным, металлический крепеж — оцинкованным.
Чертежи разработаны специально для начинающих любителей-судостроителей, поэтому количество задаваемых размеров, особенно для построения кривых, сведено до минимума; все, что можно, подгоняется по месту Днище совершенно плоское и горизонтальное; штевень, транец и борта в нос от миделя — вертикальны (в кормовой части появляется небольшой развал).
Постройка каноэ начинается со сборки днища из листов фанеры. Во всех случаях соединения фанеры выполняются на стыковых планках шириной 120 мм, устанавливаемых изнутри корпуса. Разметка для выпиливания контура делается так. Прочерчиваются линия ДП и перпендикулярная ей линия мидель шпангоута на середине длины корпуса. Находится положение трех точек — мест установки штевня и транца и наибольшей полушироты на миделе. Приколотив прямо к фанере три бобышки, изогните по ним гибкую рейку (например, скуловой стрингер), по которой и прочертите кривую.
Дальнейший порядок сборки такой. По краям уложенного строго горизонтально днища ставятся (на клею с запрессовкой гвоздями или шурупами) скуловые стрингеры, соединяемые брештуками и холостыми флорами. Затем к днищу крепятся транец, заранее собранный мидель-шпангоут и форштевень, после чего можно устанавливать бортовые листы для разметки. Временно закрепив борт к штевням и скуловому стрингеру несколькими гвоздями, уложите по его верхней кромке рейку привального бруса. Плавно изогните рейку и закрепите к борту струбцинами так, чтобы высота ее верхней грани была в оконечностях 400, а на миделе 300 мм от плоскости днища. Теперь обчертите верхний край борта по привальному брусу, а нижний — по краю фанерного днища. Разметка закончена: можно борт снять, уложить его на заготовку другого борта и выпиливать по намеченным линиям одновременно оба борта.
Шпангоуты (кроме среднего) изготовляются по размерам, снимаемым с места. Сиденья — банки, носовая палуба, обделка (планширь в корме) и накладки на транце подгоняются по готовому корпусу; остается перевернуть его вверх дном и поставить на клею и шурупах (по набору) наружный киль. Можно сделать решетчатые слани или сплошной пайол из обрезков фанеры, но это, пожалуй, необязательно, если днище не тоньше 6 мм.
На очереди поплавки. В убранном положении они должны плотно подходить к борту, поэтому потребуется подгонка пенопластового блока по обводу корпуса. Соберите (на клею) два блока пенопласта по указанным на эскизе размерам. Приложите вплотную к борту так, чтобы середина блока по длине приходилась против мидель-шпангоута, и причертите по обводу. Причерчивать можно циркулем, взяв раствор по размеру наибольшего зазора между концами блока и бортом, или просто при помощи небольшого деревянного брусочка и карандаша (см. выпуск №20).
Коробчатая рама устройства, с помощью которого можно регулировать вылет поплавков, собирается из фанеры и трех поперечных направляющих балок (ель, сосна). Чтобы обеспечить свободное скольжение, при сборке коробки следует уложить на свои места и выдвигаемые из нее поперечные балки — кронштейны поплавков; поставьте при этом между балками временные прокладочки из тонкого картона, это обеспечит нормальные зазоры между поверхностями.