Основные данные байдарки
Длина наибольшая, м | 4,75 |
Ширина наибольшая, м | 0,80 |
Вес максимальный, кг | 28 |
Грузоподъемность, кг | 240 |
Осадка, см | 18 |
Размеры кокпита, м | 0,39X2,28 |
Разобранная байдарка упаковывается в два пакета | размерами 15Х25Х135 и 15X35X82 см весом до 14 кг каждый. |
При достаточной грузоподъемности «Форель» имеет вполне удовлетворительные ходовые качества и остойчивость, хорошую управляемость.
При разработке чертежей лодки количество деталей было сведено до минимума (например, шпангоутов всего три), конструкция деталей и типовых соединений упрощена с расчетом на самостоятельную постройку.
Килевая ферма — из двух деревянных килей (кильсонов), соединенных поперечными планками, заменяющими пайол, по длине состоит из четырех звеньев, соединенных неразборными шарнирами. Фанерные шпангоуты с помощью крючков и упоров жестко скреплены с нею и запирают ее шарниры. Килевая ферма, дюралевые стрингеры и мидельвейсы крепятся к деревянным штевням жесткими замками и специальными крючками на винтах. Звенья (трубки) стрингеров, изгибаемых каждый лишь в одной плоскости, соединяются втулками и муфтами. Таким образом, силовая схема каркаса байдарки обеспечивает работу его как одной целой пространственной конструкции. Нижним силовым поясом этой конструкции является килевая рама со штевнями, верхним — мидельвейсы и жестко закрепленные на шпангоутах фальшборты. Оболочка работает совместно с каркасом и не получает остаточных деформаций при изгибе корпуса.
Для постройки каркаса необходимо заготовить: березовой фанеры на водоупорном клее толщиной 8 мм — 1,7 м2 и толщиной 4 мм — 0,5 м2; брусков из дерева твердой породы (предпочтительно бук) 16Х30Х1250 — 12 шт., дюралевых трубок 16X1 — 28,5 м, 14X1 — 3,3 м, 18X1 — 0,6 м. Дюралевую трубку можно, конечно, заменить сосновыми рейками, но это приведет к утяжелению лодки и усложнению ее конструкции. Отметим, что во всех случаях дерево должно быть сухим (влажность не более 18%), без трещин, сучков и косослоя.
Все металлические детали должны быть изготовлены из нержавеющих материалов или иметь антикоррозионное покрытие. Деревянные детали склеиваются эпоксидной смолой.
На оболочку пойдет 5,5 м2 ткани на днище и 2,5 м2 на палубу. Нужна прочная, но легкая прорезиненная ткань. Очень хороша газгольдерная ткань — трехслойная на днище и двухслойная на деку.
Ходовые качества байдарки, ее управляемость, а также прочность и долговечность зависят не только от применяемых материалов, но и от точности и аккуратности изготовления. При раскрое деталей из фанеры и ткани предварительно сделайте из плотной бумаги выкройки или шаблоны в натуральную величину. Изготовляя и собирая узлы, внимательно следите за симметричностью правых и левых деталей. Подгонку в размер одинаковых или парных деталей (а иногда и их первичную обработку) целесообразно производить совместно, собрав в пакет в струбцинах или тисках. Окончательную подгонку деталей и сверловку под крепежные винты и заклепки надо делать при пробной сборке узлов.
Готовые деревянные детали после пробной сборки пропитываются горячей олифой, покрываются водостойким лаком или окрашиваются; затем уже ставится металлическая арматура.
Для разъемных соединений удобно использовать анкерные гайки и гайки-барашки.
Всего потребуется винтов:
- М6 для крепления фальшбортов к носовому шп-ту — 2 шт. длиной 20, к среднему — 2 шт. длиной 75, к кормовому — 2 шт. длиной 90;
- М6Х70 для скрепления штевней и килевой фермы, 2 шт.;
- М6Х35 для соединения частей фальшборта, 4 шт.;
- М4Х20 для крепления концов стрингеров к штевням, 6 шт.
Для изготовления трубчатых заклепок нарежьте медную трубку. Отожженную заготовку с одного конца немного развальцуйте и в оправке сделайте отбортовку. Таким же путем делаются и заготовки люверсов.
Коротко рассмотрим процесс постройки байдарки.
Шпангоуты цельные — без выреза на ширину кокпита. Мы выпиливали их из 8-миллиметровой фанеры, поэтому пришлось склеить шпангоут из двух заготовок, чтобы получить требуемую толщину 16 мм. Для экономии материала одну заготовку делали цельной, вторую — из двухтрех частей, соединенных на ус.
Разметка шпангоутов выполняется прямо на фанере или отдельно на листе ватмана с перенесением на фанеру получившихся контуров. Построив взаимно перпендикулярные базовые линии — вертикальной диаметральной плоскости (ДП) и горизонтальной основной плоскости (ОЛ), по данным таблицы найдите положение точек 1—7 в обе стороны от ДП. Точки 1, 2 и 3 — это осевые линии трубчатых стрингеров, поэтому для дальнейшего построения нужно радиусом 8 мм прочертить соответствующие окружности. Проведите теперь касательные линии, обозначенные на схеме буквами «а» и «б», — это положение оболочки байдарки. Между оболочкой и шпангоутами всюду, кроме деки, должен быть просвет не менее 25 мм, поэтому для построения линии наружного контура шпангоутной рамки (обозначена «в») надо отступить внутрь на указанную величину, Ширина рамки всюду одинакова, поэтому линия внутреннего контура (обозначена «г») будет параллельна линии «в». При вычерчивании усилений «д» в районе гнезд под стрингеры старайтесь по возможности избегать острых углов.
Точки 5 и 6 фиксируют положение фальшбортов. В кормовом и среднем шпангоутах по оси А-А надо просверлить отверстия под винты крепления фальшбортов. Для усиления шпангоутов в этом районе наклейте с обеих сторон фанерные накладки (обозначены «е») 3Х30Х60 мм. Крючки целесообразно ставить при сборке килевой рамы, Штевни склеиваются из основной части и двух боковых накладок. Кронштейны для крепления стрингеров устанавливаются попарно и приклепываются двумя заклепками.
Сборка килевой фермы начинается с установки на свои места замковых накладок и скоб среднего шарнира и соединения между собой средних звеньев килей отдельно правого и левого борта. Поставив оси-заклепки среднего шарнира, присоединяют к концам средних звеньев носовые (с внешней стороны) и кормовые (с внутренней стороны) звенья киля. Затем на ровном полу укладывают оба киля, устанавливают штевни и присоединяют к ним концы килей. Вставив между левым и правым килем временные распорки соответствующих размеров, примеряют шпангоуты и размечают положение поперечных планок килевой фермы, упоров и осей для фиксации положения шпангоутов. Временно (на шурупах) крепят планки к средним звеньям килей и фигурную планку среднего замка к замковым накладкам.
Сняв штевни и шпангоуты надо убедиться в том, что килевая ферма складывается легко и без перекосов. После этого можно окончательно установить (на клей и шурупы) поперечные планки, упоры, накладку и защелку замка.
Фальшборты, состоящие каждый из двух частей — носовой и кормовой, соединяемых при сборке байдарки винтами и крючком, склеиваются с запрессовкой шурупами из фанеры и буковой рейки. Для разметки носовой части надо провести взаимно перпендикулярные оси, затем на горизонтальной оси найти положение точек 1—11, восстановить к ним перпендикуляры, по которым и откладывать размеры h' и h".
Деталь II носовых фальшбортов на длине около 200 мм от носового конца сострагивается с толщины 15 мм до 7 мм. Тем не менее, чтобы получить плавные обводы, приходится рейки распаривать и выполнять гибку на шаблоне. На том же шаблоне надо приклеивать и фанерные детали 1. Сделав скосы по торцам, части фальшборта подгоняют по стыку, зажимают струбцинами и сверлят горизонтальные отверстия (4 на эскизе деталей), после чего прорезают пазы и устанавливают арматуру.
Для соединения носовых концов фальшбортов (волнорез) к одному из них приклепывают угловую оковку, а на другом ставят соединительные штыри. Отверстия для крепления к носовому шпангоуту сверлят при сборке каркаса (полезно врезать анкерную гайку).
При изготовлении стрингеров необходимо обеспечить взаимозаменяемость симметричных звеньев. Длину замыкающих звеньев уточняют при окончательной сборке.
Оболочка байдарки сшивается из двух частей — днища и деки. Днище лучше выкроить из одного целого куска ткани шириной около 1,1 м и длиной около 5 м. Деку делают из четырех отдельных заготовок — носовой и кормовой, доходящих соответственно до носового и кормового шпангоутов, и двух бортовых. Раскрой оболочки делают по собранному каркасу. Сначала раскраивают и сшивают деку, оставляя по контуру кокпита припуск 8—10 см для установки люверсов крепления к фальшборту. Сшитую деку натягивают на каркас и размечают положение шва соединения с днищем.
Днищевую заготовку также обтягивают по каркасу, размечают положение носового и кормового швов и раскраивают, оставляя припуск по верхнему стрингеру. Сшивают носовой и кормовой швы, линии которых должны точно повторять очертания штевней. Сшитое днище снова натягивают на каркас и намечают положение шва соединения с декой. Сняв днище и деку, сшивают их, начиная от среднего шпангоута к носу и корме. Когда оболочка сшита, устанавливают люверсы в деке, наклеивают усиление на носовой и кормовой швы, заделывают приспособление для подвески руля. С течением времени оболочка немного растягивается, поэтому новая оболочка должна быть натянута довольно сильно. Для предохранения днища от повреждений по всей длине килей и стрингеров с внешней стороны наклейте полосы — протекторы из прорезиненной ткани.
Байдарку следует оснастить рулем с площадью пера не меньше 4 дм?. Весла обычные — двухлопастные, разборные. Длина каждой половины весла не должна превышать 1350 мм — высота упаковки продольного набора байдарки. С конструкцией весла, фартука и система рулевого управления можно ознакомиться по статье в вып. 5 сборника.
Для упаковки сшейте из прочной мягкой ткани два чехла — один для продольного набора, другой для оболочки, шпангоутов и штевней.
Байдарку собирают на ровной площадке. Раскладывают килевую ферму и закрепляют на ней штевни. Соединяют со штевнем носовые и кормовые звенья стрингеров и мидельвейсы. Раскладывают оболочку декой вверх. Сгибают в среднем шарнире килевую ферму и вставляют в оболочку; затем, распрямляя килевую ферму, растягивают оболочку по длине и защелкой запирают средний замок. Собирают фальшборты и соединяют их по оковке волнореза. Устанавливают носовой и кормовой шпангоуты и закрепляют на них концы мидельвейсов. Устанавливают средние и замыкающие части стрингеров, соединяют их муфтами. Ставят средний шпангоут. Закрепляют двумя винтами собранный фальшборт на носовом шпангоуте, а затем, пропустив винты через отверстия в деке, на остальных шпангоутах, но не затягивают гаек. Устанавливают заднюю планку фальшборта. Крепят, надевая люверсы на шурупы, края деки к фальшбортам и окончательно затягивают гайки на шпангоутах. Ставят спинки сидений, навешивают руль.
Разборка байдарки производится в обратном порядке.