Основные данные катера
Длина, м | 5,5 |
Ширина, м | 2,0 |
Высота борта на миделе, м | 0,90 |
Полное водоизмещение (с пятью людьми), кг | 1560 |
Осадка наибольшая, м | 0,47 |
Осадка габаритная, м | 0,67 |
Вес порожнего катера, кг | 1070 |
Обводы корпуса были выбраны со значительной килеватостью днища в носовой части и сравнительно плоским и широким днищем в корме. Благодаря большой площади ватерлинии (α=0,67) и малому значению коэффициента полноты водоизмещения (δ=0,3) удалось получить достаточную поперечную метацентрическую высоту (0,8 м). Острые носовые образования обеспечили мягкий ход на волне без чрезмерных ударных перегрузок на днище. Развитая глиссирующая поверхность у транца способствует снижению ходового дифферента, обычного три переходном режиме движения. Кроме того, учитывая кормовую центровку, небольшому участку днища придан отгиб вниз, также уменьшающий дифферент.
Окончательному выбору обводов предшествовали испытания серии из четырех моделей в опытовом бассейне, причем сопротивление моделей замерялось как на тихой воде, так и на регулярном волнении. Были испытаны две модели с остроскулыми обводами и соотношениями L/B=2,5 и 2,75 и две модели с круглоскулыми обводами с аналогичным соотношением L/B. Обе широкие модели (L/B=2,5) показали неудовлетворительные результаты на волнении — при скорости 1,4—1,6 м/сек они заливались волной с большим брызгообразованием. Остроскулая модель с L/B=2,75 на расчетной скорости показала на 20—25% меньшее сопротивление, чем остальные, а также неплохие ходовые качества на волнении.
Бензиновый двигатель «М51-УМ» мощностью 62 л. с. при 2600 об/мин с угловым реверс-редуктором 1:1,55 установлен в корме в отдельном водонепроницаемом отсеке. Форпик также отделен от кокпита водонепроницаемой переборкой и служит отсеком плавучести, обеспечивающим непотопляемость катера. Дополнительный запас плавучести содержится в бортовых отсеках, заполненных пенопластом. Под пайолом кокпита размещена топливная цистерна емкостью 55 кг бензина, обеспечивающая катеру автономность 100 км. Доступ к реверс-редуктору осуществляется через лючок в кормовом сиденье.
Пластмассовый корпус собран из секций наружной обшивки и палубы, отформованной вместе с кокпитом. Толщина наружной обшивки: днище в носу — 4 мм, в корме — 3 мм, борт и палуба — 2,5 мм. Вертикальные стенки кокпита имеют толщину 1,5 мм. Все конструкции выклеены из сатиновой стеклоткани АСТТ(б)С2-О на смоле ПН-3. Днище катера подкреплено продольными стрингерами, служащими фундаментом для двигателя и реверс-редуктора, а также шпангоутами.
Катер оборудован гаками для подъема на шлюпбалки. При спуске на воду гаки могут быть отданы дистанционно, с места водителя.
Источниками электроэнергии служат генератор, навешенный на двигатель, а также аккумуляторная батарея напряжением 24 в, установленная под сиденьем пассажиров. Электрооборудование катера обеспечивает работу стартера двигателя, питание ходовых огней, фары, сигнала и т. п.
Результаты ходовых испытаний катера (с гребным винтом диаметром и шагом по 400 мм) представлены на графике.
Максимальная скорость хода при полной нагрузке составила 36 км/час. Диаметр циркуляции на полном ходу — 2 (левый поворот) и 3,5 (правый) длины корпуса. Морские испытания полностью подтвердили результаты модельных испытаний и правильность выбранных обводов.
Развитый по площади кронштейн гребного вала служит хорошим стабилизатором, предотвращающим рыскание на волне, свойственное катерам с плоской транцевой кормой.
В настоящее время начат выпуск «Чирка» небольшой серией.