С мотором «Вихрь» наша мотолодка показывает скорость свыше 40 км/час при нагрузке два человека и 60 л горючего; расстояние в 55 км по течению было пройдено за 1 час 15 мин., против течения — за 1 час 30 мни. Под мотором «Москва» с одним водителем и 60 л горючего лодка прошла то же расстояние по течению за 1 час 45 мин, против течения — за 2 часа 10 мин. Даже при пяти человеках на борту лодка выходит на глиссирование и идет со скоростью не менее 30 км/час.
Основные данные мотолодки
Длина наибольшая, м | 4,50 |
Ширина, м | |
наибольшая | 1,60 |
по скуле | 1,40 |
Высота борта, м | 0,65 |
Вес корпуса, кг | 110 |
Пассажировместимость, чел | 5—6 |
Лодка остойчива, хорошо держится на волне. Правда, она проскальзывает на поворотах, по этот недостаток легко можно устранить, поставив па днище продольные направляющие — два фальшкиля сечением 25X30 на расстоянии 350 и 500 мм от киля (еще лучше — сделать их в виде профилированных накладок-реданов).
Вся сборка корпуса должна производиться на эпоксидном клею с запрессовкой оцинкованными шурупами и гвоздями длиной 30 мм; выходящие концы гвоздей надо откусить, оставив 5 мм, и загнуть.
В качестве стапеля можно использовать доску шириной 250—300 н толщиной не менее 70 мм. отфуговаиную с верхней стороны, или два бруска 100X100, установленных параллельно на расстоянии 100—150 мм и скрепленных планками. После проверки горизонтальности стапеля разметьте среднюю линию (ДП), установите и закрепите шергень-планкамн к его плоскости шпангоуты; под кромку выреза транца придется поставить прокладку толщиной 20 мм. Шпангоуты должны быть вертикальными и параллельными, киль — прямолинейным с отгибом вверх у транца на 5 мм.
Выверенный каркас надо закрепить временными планками с обоих бортов по шпангоутам, а также временными стойками в упор к полу на двух средних шпангоутах. После этого вырезаются пазы для прохода продольного набора и ставятся стрингеры, скуловые и привальные брусья. Киль и брусья закрепите оцинкованными шурупами 3,5X60 мм.
После зачистки и малновки набора можно ставить бортовую обшивку; она крепится шурупами 3X30 мм. Листы обшивки толщиной 4—5 мм стыкуются на планках из фанеры тон же толщины, которые ставятся на клею и оцинкованных гвоздях взагиб с шагом 30 мм. Бортовая обшивка набирается с носа к корме.
Днищевая обшивка толщиной 6 мм набирается с кормы к носу, но так, чтобы вторая стыковая планка была в районе шп. 4. Дальше в нос для упрощения работы советую делать обшивку двухслойной — из полос фанеры толщиной 3 мм, следя за тем, чтобы стыки нижнего слоя перекрывались целым местом верхнего. Когда все заготовки подогнаны, установите их на клею и проклепайте между собой гвоздями взагиб; получается 6-миллиметровая обшивка большой прочности.
Срезав у форштевня выступающие концы фанеры, установите склеенную на ус накладку форштевня из дуба и липы и после установки фальшкиля окончательно застрогайте соединения деталей. Снимите корпус со стапеля, переверните, уберите временные планки, поставьте бимсы, палубу и другие детали. В транце следует просверлить два отверстия ∅25 мм на уровне дна рецесса для слива попавшей в него воды.
Слани сделайте из 6-миллиметровой фанеры с усилением между шпангоутами двумя продольными брусками 20X30. До установки палубного пастила объемы от шп. 5 до форштевня и по бортам от шп. 1 до транца заполняются пенопластом. Готовый корпус окрашивается внутри эмалевой краской, а снаружи за три-четыре раза эпоксидным клеем с титановыми белилами.
Эскизы деталей оборудования лодки не привожу, так как каждый может изготовить их по вкусу, руководствуясь материалом, помещенным в сборнике.
Некоторым недостатком публикуемого проекта мотолодки является прямая линия киля в носу с резким переходом в форштевень. Это несколько упрощает изготовление форштевня — он сделан из двух прямых деталей, а не гнуто-клееным, однако усложняет подгонку и крепление днищевой обшивки к штевню и шп. 5 (что отмечает и сам автор). Развитая площадь ДП в носу становится причиной рыскливости и повышенного брызгообразования при ходе на волне.
Советуем установить профилированные продольные реданы, которые будут особенно полезны в носовой части.