Всем, кто построил или хотя бы видел «Мустанга», нравятся его ходовые качества, но дело в том, что проектируя эту лодку, я совершенно не придавал значения ее мореходным качествам и добивался минимального веса и максимальной скорости любой ценой. Ясно, что «Мустанг» — типичная скоростная прогулочно-туристская мотолодка для самых малых водоемов, а точнее, для спокойной воды (с этого утверждения и начиналось описание «Мустанга»).
Основные данные мотолодки «Демон»
Длина корпуса, м | 3,70 (3,50) |
Ширина наибольшая, м | 1.35(1,26) |
Ширина по скуле, м | 1,30 (1,26) |
Высота борта, м | 0,48 (0,29) |
Вес корпуса без сланей, кг | 44 (33) |
(в скобках — данные «Мустанга») |
Для того чтобы расширить область применения лодки — сделать ее более приспособленной для туризма, я поставил перед собой задачу: построить судно, не уступающее «Мустангу» в скорости и обязательно сохраняющее его основные черты, но превосходящее его по мореходным качествам, безопасности плавания, комфортабельности. При проектировании такой новой дюралевой лодки, которую мы назвали «Демоном», учтен уже многолетний опыт эксплуатации нескольких «Мустангов».
Мореходные качества улучшены благодаря некоторому увеличению размеров, а главное — высоты борта примерно на 170 мм и отказу от ярко выраженного завала бортов в корме.
Отсутствие завала увеличивает замывание бортов, но уменьшает опасность опрокидывания на повороте в результате зарывания скулой в воду при заносе кормы. Большая высота борта дала возможность немного поднять сиденья, что делает их более удобными; увеличился объем носового багажного отсека. Заметно просторнее стал кокпит: его размеры 1,1X2 м против 1X1,65 на «Мустанге». Поставлено ветровое стекло. Предельная пассажировместимость нового варианта лодки пять человек.
Предусмотрена возможность установки более мощного мотора — «Вихря» или «Нептуна», для чего транец, подмоторная доска и некоторые днищевые стрингеры усилены, уменьшена шпация. Ходовые качества «Демона» в принципе — такие же, как и у «Мустанга», поскольку днище практически осталось без изменений. Кстати, следует заметить, что скоростные характеристики «Мустанга», приведенные в сборнике, оказались заниженными, так как испытания лодки проводились со старым, порядочно изношенным мотором. Позднее «Мустанг» участвовал в соревнованиях с нефорсированным, но новым и хорошо обкатанным мотором «Москва» и на дистанции 1 км с хода показывал скорость около 45 км/час. В заездах на 10 км он обходил скутера заводского изготовления с такими же моторами. Центровка при этом была предельно задней; топливо — смесь автола с бензином в отношении 1:20.
Оказалось, что «Мустанг» с мотором «Москва» обгоняет «Казанку» с «Вихрем», когда на той и другой лодке находится по одному человеку. Как показывает опыт, редкая лодка с мотором «Москва» способна глиссировать с тремя человеками на борту; «Мустанг» свободно глиссирует с четырьмя.
Остается еще добавить, что при установке на «Демоне» 18-20-сильного мотора можно будет буксировать воднолыжника. На транце предусмотрены для этого специальные буксировочные узлы, а для передней центровки запроектировано съемное дистанционное управление поворотом, газом и реверсом; кроме того на ручку газа выведена кнопка остановки двигателя.
На новой мотолодке сохранен профиль днища типа «волноуловитель» с отгибом на скулах. Поперечное сечение днища от миделя до транца остается постоянным для сохранения одинаковых углов атаки по ширине глиссирующей площадки. В кормовой части сделан незначительный продольный отгиб днища вниз.
Конструкция корпуса «Мустанга», по нашему мнению, полностью себя оправдала и потому повторена в проекте «Демона» с некоторыми усовершенствованиями. По днищу применена продольная система набора с неразрезными килем и стрингерами, на которые ставятся цельные шпангоутные рамки, не присоединяемые к днищевой обшивке. Киль и средние (из трех на сторону) днищевые стрингеры перерезаны только на шп. 2; остальные стрингеры у шп. 2 кончаются. На этом шпангоуте установлена переборка, отделяющая носовой гермоотсек — воздушный ящик емкостью 170 л. По верхней кромке листа переборки отгибается фланец и ставится подкладная полоска δ=1 для крепления палубы винтами М3 (шаг 20). Все швы на переборке, а также по транцу, днищу, волноотбойнику и в гермоотсеке надо клепать через уплотнительную тиоколовую ленту УТЛ. Заклепки диаметром 3 и 3,5 мм; шаг по набору 70 мм. Клепку днища и по скуле производить впотай с наружной стороны. В местах, не удобных для клепки, ставить винты М3. Для полной герметизации все стыки и соединения по скулам изнутри лучше всего залить эпоксидной смолой.
Соединение листов производится на внутренних стыковых подкладках— полосах шириной 60 мм двухрядным шахматным швом шагом 20 мм с прокладкой из 40-миллиметровой полоски алюминиевой фольги δ=0,3.
На «Мустанге» края днища у скуловой оковки были подшпаклеваны (нитрошпаклевка с 3% касторового масла) и отполированы. Советую сделать то же самое и строителям «Демона».
Считаю, что, несмотря на несколько больший вес, «Демон», по сравнению с «Мустангом», будет гораздо более универсальным судном и может явиться одним из вариантов ответа на вопрос «какая лодка нужна путешественнику». Если говорить о лодке для средних и малых рек, как правило, изобилующих препятствиями — мелями, порогами, плотинами, низкими мостиками и т. п., то, пожалуй, большинство туристов со мной согласится: нужны мелкосидящие и очень легкие (чтобы можно было обносить препятствия силами экипажа), быстроходные (чтобы наверстывать потерянное при этом время) лодки с подвесными моторами. В достоинствах «Мустанга», выражающего эту идею, мы имели возможность не раз убедиться во время дальних походов. Так, например, летом 1965 г. на двух таких лодках было совершено плавание от Курска до Киева по рекам Сейм и Десна, в 1968 г. — по реке Псел от Сум до Кременчуга.
Отметим, что, как показал опыт, установка дистанционного управления в походах на таких лодках по малым рекам нецелесообразна, так как сни-. мать и вновь ставить мотор при обходе препятствий приходится часто.
Теперь несколько советов по управлению. Из-за малого собственного веса лодки типа «Мустанг» очень чувствительны к размещению груза. Ни в коем случае не должно быть крена. Чем больше нагрузка или меньше газ, тем более носовой должна быть центровка; если этого не учитывать, долго не удается вывести лодку на глиссирование (с четырьмя человеками). Чем меньше нагрузка, тем раньше перед разворотом нужно газ сбавлять и позже (и меньше), добавлять.
Чтобы лодки типа «Мустанг» и «Демон» полностью соответствовали проекту, строить их' нужно из дюралюминия без всяких отступлений от приводимых эскизов; разумеется, возможна постройка и из фанеры или стеклопластика, но тогда неизбежно вес корпуса увеличится на 15—18 кг.