В последние годы доступны стали и ее промышленные варианты — дюралевая «МКМ» и фанерная «МК-29А». К сожалению, заводские конструкторы скопировали проект, рассчитанный на индивидуальную постройку, и не учли опыт эксплуатации лодки с более мощными моторами. Не была учтена и специфика крупносерийного производства, требующая сокращения числа элементов набора, применения оснастки для сборки корпуса.
Инженеры горьковского ЦКБ по судам на подводных крыльях — авторы публикуемой статьи внесли в обводы первоначального проекта «МК-29» ряд целесообразных изменений, которые безусловно рекомендуется принять к сведению.
Если лодка будет использована с «Вихрем» или «Москвой-25», рекомендуем усилить подкрепление транца, выполнив его, например, по типу показанного на чертежах мотолодки «Косатка» (№22 за 1969 г.) при одновременном увеличении толщины днища до 6 мм.
Решив сделать «МК-29» шестиместной, мы одновременно внесли в ее проект ряд изменений, направленных на повышение скорости и мореходности лодки. С самого начала предполагалось установить на нее два подвесных мотора «Ветерок-12»; вместе они обеспечивают мощность, необходимую для буксировки воднолыжника, а поодиночке — при выходе второго мотора из строя, гарантируют хотя бы минимальную скорость движения.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,09 |
Ширина наибольшая, м | 1,5 |
Высота борта, м: | |
в носу | 0,65 |
в корме | 0,50 |
Скорость хода с 2 ПМ «Ветерок-12», км/час при нагрузке: | |
560 кг | 35 |
280 кг | около 43 |
Поскольку подробное описание катера «МК-29» приведено в сборнике №1 (1963 г.), ограничимся здесь лишь рассмотрением отступлений от проекта.
За основу при изменении теоретического чертежа были взяты рекомендации С. А. Тиайна (№7, 1966 г.). Прежде всего было уменьшено соотношение углов килеватости днища на миделе и на транце до 2,5 против 4,3 на прототипе. Ликвидирован завал борта за миделем; выпрямлена линия борта на проекции «бок»; увеличены ширина до 1,5 м и высота борта. Кроме того, поставлены днищевые продольные реданы и скуловые брызгоотбойники (угол наклона нижней рабочей плоскости брызгоотбойников к горизонту принят 10’); увеличена высота скулы (в носу до 320 мм); уменьшен угол наклона форштевня; уменьшен отгиб днища в корме с 8 до 6 мм; увеличен угол наклона транца до 10°. Для уменьшения замывания бортов выполнено заужение скулы до 1,22 м на транце против 1,34 м на миделе.
Изменение шпации на нашей мотолодке «Альфа», по сравнению с «МК-29», обусловлено изменением общего расположения. На шп. 7 поставлена водонепроницаемая переборка. отделяющая кокпит от топливного отсека, в котором, кроме двух расходных баков, размещаются еще и две пластмассовые канистры по 25 л. Общий вес корпуса 90—95 кг.
Моторы установлены на 500 мм один от другого; для этого вырез в транце пришлось расширить до 995 мм.
Сиденья покрыты мягкими подушками из поролона, оклеенного павинолом. На ночь елани поднимаются до уровня сидений, спинки откидываются. Пространство под кормовым сиденьем используется для размещения детской надувной лодки. Мотолодка «Альфа» оборудована дистанционным управлением; имеются съемный тент и ветровое стекло.
Теперь об изменениях конструкции корпуса. Днищевые стрингеры заменены наружными продольными реданами; усилен привальный брус; изменена конструкция кормовой части лодки; килевой пояс защищен полосой из алюминиевого сплава АМг-61.
Установка обшивки производилась так. Подогнанный лист прижимался к набору струбцинами и двумя контрольными шурупами, после чего с внутренней стороны обчерчивались все связи набора. Лист снимался, размечались и просверливались отверстия под шурупы. Соприкасающиеся поверхности обезжиривались ацетоном и смазывались клеем. Окончательную установку листа мы начинали с постановки контрольных шурупов.
Применять гвозди не рекомендуем, так как при ударах клей выдавливается. При сборке корпуса мы использовали эпоксидный клей на основе смолы ЭД-6. Учитывая большую вязкость этой смолы, кроме отвердителя и пластификатора (касторовое масло), пришлось добавить около 10% ацетона.
Для обшивки корпуса была применена обычная строительная фанера (толщиной 4 мм), поэтому по стыкам листов, скуле и килю мы наложили ленты из стеклоткани, в затем весь корпус о леи л; одним слоем стеклоткани АСТТ (б)-С2 на эпоксидной смоле.
Лодку построили мы весной 1968 г. Кстати, еще до установки продольных реданов, давших заметную прибавку скорости, мы имели возможность провести сравнительные испытания своей «Альфы» и серийной мотолодки «МК-29» при одинаковой нагрузке — по 6 чел. Наша лодка идет быстрее, ее меньше заливает на волнении; в то же время она плохо переваливает через высокую попутную волну от проходящих теплоходов.
Теперь мы собираемся поставить «Альфу» на крылья, чтобы еще повысить скорость хода.