Разумеется, гораздо более высокие результаты можно получить с четырехтактным двигателем, работающим, к тому же, с меньшим числом оборотов. Однако достать такой двигатель, как «Л12», «ПД-1ОМ», «АМ-407» с редуктором, «УД-25», не так-то просто. Поэтому и приводится чертеж установки с «СМ-557Л»; такое решение оправдывается еще и тем, что сейчас в торговую сеть поступает новая модификация этого двигателя — 18-сипьный «Луч».
Валопровод
Используются детали (вал, муфта, дейдвудный сальник), поставляемые вместе с двигателем. Кронштейн гребного вала рекомендуется заменить; лучше поставить так называемый «закрытый» кронштейн, обеспечивающий лучшую защиту винта от повреждений и опору для руля.
Дейдвудный сальник крепится к клиновому брусу, устанавливаемому на резенкиль. Способы пробивки и монтажа линии вала при таком варианте конструкции подробно описаны в статье В. И. Агафонова в 22 номере сборника. Следует заметить, что необходима весьма точная и жесткая центровка линии вала, так как «играть» можно лишь за счет толщины прокладок под лапами двигателя (дет. 18) и под плитой кронштейна, а также за счет небольшого смещения сальника 4, которое допускает его крепление на шпильках.
Лучше же дать валу большую свободу в сальнике и кронштейне. Сальник можно закрепить при помощи эластичного дюритового соединения к металлической сварной коробке, как показано на рисунке, а кронштейн — выполнить с регулируемым наклоном оси подшипника. Регулировка производится за счет поворота опорной плиты относительно среднего болта; после окончательной центровки, когда гребной вал совершенно свободно проворачивается рукой, просверливаются отверстия под остальные болты, которые лучше поставить с плотной посадкой.
Система охлаждения
Для забора воды в систему охлаждения неплохо изготовить специальный кингстон — запорный клапан с коническим раструбом. Раструб нужен для того, чтобы уменьшить скорость потока воды на входе в систему, благодаря чему снижается вероятность засасывания в трубопровод грязи. Клапан может быть применен любого типа; важно, чтобы его условный проход составлял 18 мм.
Из блока цилиндров вода поступает на охлаждение глушителя, а оттуда впрыскивается в выхлопной трубопровод и вместе с отработавшими газами выбрасывается за борт. Вся система монтируется из шлангов с внутренним диаметром 18 мм на дюритовых муфтах.
Впрыскивание воды в газовыхлоп снижает и шум, и температуру газов, поэтому изолировать (асбестовым шнуром и тканью) можно не всю выхлопную трубу, а только небольшой участок у глушителя. Лучше, если вода впускается через несколько отверстий, расположенных равномерно по окружности выхлопной трубы, но можно ограничиться и простым вводом трубки.
Выхлопной трубопровод
Приводим эскиз охлаждаемого глушителя, который крепится к выхлопному фланцу двигателя с помощью углового патрубка. Для уменьшения габаритов этот патрубок лучше сварить из отдельных колен, вырезанных из трубы 42X2, а не гнуть. Неохлаждаемая часть выхлопного трубопровода (до ввода в нее воды) вваривается в глушитель и соединяется с основной трубой дюритовой муфтой. Такие же соединения предусмотрены и у борта, чтобы шум и вибрация не передавались на корпус катера.
В проекте предусмотрен вывод трубы на левый борт, так как по правому борту в кокпите должен оставаться свободный проход. Особое внимание нужно обратить на водонепроницаемость крепления патрубка к борту. Лучше всего здесь применить прокладку из стеклоткани на эпоксидном компаунде, набрав из слоев ткани толщину, необходимую для плотного прилегания фланца к обшивке.
Разумеется, неплохо бы вывести выхлопную трубу в транец — меньше пачкается борт, а дым не попадает в кокпит, однако трубопровод при этом получается тяжелее и занимает в катере больше места.
Топливная система
Расходный топливный бак расположен в кокпите у переборки каюты. По длине бак должен размещаться в шпации между 5 и 6 шп.; по ширине и высоте размеры его выбираются так, чтобы он не мешал открыванию двери в каюту и устройству койки на банке кокпита. Максимальная емкость бака составляет 48 л; этого достаточно для непрерывного семичасового хода катера. Дополнительные емкости (или канистры) можно расположить под сиденьями кокпита и в ахтерпике.
Дистанционное управление
Манетка газа, имеющаяся в комплекте двигателя, крепится на комингсе рубки под левой рукой рулевого. Тросик газа заменяется более длинным, заключенным в боуденовскую оболочку. Для компенсации трения тросика в оболочке необходимо поставить возвратную пружину (непосредственно у карбюратора или, как это показано на чертеже, на стенке рундука кокпита).
Рычаг реверса располагается по правую руку от рулевого. Подключение к двигателю осуществляется валиком (дет. 30) с муфтой, надеваемой на место штатного рычага реверса.
Для устранения люфта трубчатая тяга 27 снабжается (на одном конце) вилкой с резьбой, позволяющей регулировать длину тяги. Для рычага реверса используется штатная ручка, к которой подводится трос сцепления в боуденовской оболочке.
Описанная установка соответствует и двигателю «Луч», если не считать того, что его предполагается комплектовать охлаждаемым глушителем. При установке других двигателей добавляется немало забот — о реверсивном устройстве, упорном подшипнике гребного вала, понижающей передаче от коленчатого вала к гребному. Желательно получить на гребном винте «Тюленя» 1500—2000 об/мин или ниже.