Передо мной стояла цель — построить удобную для охоты и рыбалки, надежную одноместную лодку с жесткой обшивкой, которая собиралась бы легко и быстро, за 3—5 минут. Хотелось, чтобы лодка была удобной для перевозки городским транспортом и весила не больше 10 кг.
Такую лодку-байдарку длиной 2,5 м мне удалось сконструировать и построить 18 лет назад; привожу ее чертежи. Лодку неоднократно испытывали многие из наших охотников и остались довольны. Она хорошо идет и по чистой воде, и по камышам, — всюду, где есть хотя бы 10—15 см глубины. Правда, садиться в нее надо осторожно, как впрочем, и на любой другой челнок таких размеров. Лучше всего войти для этого в воду (конечно, на мелком месте), подвести лодку сзади, носом между ногами, так чтобы можно было сесть прямо в отсек III, устроив поудобнее ноги в отсеке II.
Для перевозки или длительного хранения отсеки лодки вкладываются один в другой (I в III; IV в II; отсеки поплавка по три в I и IV). После упаковки в брезентовые чехлы лодка с веслами и сланями превращается в две «чемодана» небольшого размера — 280X500X650 мм.
Постройка лодки — дело не такое уж сложное, но требующее аккуратности и немалых затрат времени: ведь нужно изготовить четыре отсека корпуса и шесть отсеков бортовых наделок — поплавков, придающих челноку остойчивость, Каждый отсек состоит из соснового набора (каркаса), фанерной обшивки толщиной 1,5—2 мм и крепежных деталей для соединения отсеков между собой и присоединения бортовых наделок к корпусу. В носовом I и кормовом IV отсеках сделаны лючки с дюралевыми крышками; здесь очень удобно хранить снаряжение. В средние отсеки на дно укладывается фанерная слань, на которую и садится лицом вперед охотник. Грести надо, как на байдарке.
Нос и корма лодки симметричны, за исключением очертания штевней на виде сбоку, формы вырезов в палубе и расположения деталей крепления бортовых наделок. Ахтерштевень цельный (из бруска 30X40) прямой; изогнутый форштевень выклеивается на шаблоне из пяти планок 4X40.
Прямые стрингеры отсеков II—III нарежьте из сосновой реечки, а имеющие изгиб стрингеры концевых отсеков придется склеить из двух-трех реек на шаблоне из толстой (40—50 мм) доски. Лекальная поверхность, по которой изгибаются прижимаемые струбцинами планки, должна быть обработана особенно тщательно. Вероятнее всего, нужно будет сделать два шаблона, так как погибь стрингеров 3, 4 и 5, 6 отличается. Для ускорения дела можно посоветовать склеивать пакет из 6-миллиметровых планок двойной или тройной ширины, чтобы затем разрезать его сразу на два-три стрингера (не забудьте при этом прибавить 2—3 мм ширины на каждый пропил!).
Очертания шпангоутов размечаются прямо на 2-миллиметровой фанере; выпилив' по одной детали 34 для шп. 7, 9 и шп. 8, по ним разметьте остальные четыре детали, Обделки (шпангоутные рамки) собираются прямо из брусочков, нарезанных из сосновых реек 12X20, 12X30 и 12X10. Детали обделки лучше всего соединять врезкой в шип на клею с запрессовкой струбцинами или гвоздями (потом их можно выдернуть). Одновременно ставится и накладка 35 для компенсации ослабления шпангоута выемкой в ДП под крючок нижнего соединения отсеков. Проверив готовые рамки на плоскость и по контуру, их окончательно подгоняют одну к другой. На время подгонки и выпиливания восьми вырезов под концы стрингеров рамки попарно соединяются двумя-тремя гвоздями. Устанавливать концевые переборки — дет. 34 рекомендуется одновременно с обшивкой готового каркаса отсека.
Сборку каркасов лучше начинать с наиболее простых по форме средних отсеков. Подогнав концы стрингеров по вырезам в рамках, следует сначала собрать каркас предварительно и убедиться в том, что нет перекосов. После этого каркас разбирают, места склейки смазывают клеем, снова собирают каркас и зажимают соединения струбцинами или клиновыми прижимами, либо запрессовывают гвоздями. Затем следует поставить стойки-бобышки в местах крепления соединительных деталей; одновременно с установкой эти накладки с внутренней стороны зашиваются фанерой (дет. 37). В отсеке III ставятся дополнительный бимс 11 и раскрепляющие его детали 12, в отсеках I и IV — бимсы 18 под краями вырезов, в отсеках II и III — угловые закругления 10 (склеенные на шаблоне из трех реечек).
Начинать обшивку каркасов надо с днища отсека. Вырезав нужных размеров кусок фанеры, подгоните его по месту, промажьте клеем плоскости набора, на которые ложится фанера, а затем приколотите ее гвоздями. Следите, чтобы каркас не перекосился, а фанера плотно прилегала к деталям набора по всей их длине. Чтобы гвозди, которыми запрессовывается обшивка можно было легко удалить, когда подсохнет клей, под гвозди проложите фанерную ленту шириной 10—15 мм.
При постройке лодки мы пользовались казеиновым клеем. Приведу несколько советов по его приготовлению. Берут две части чистой воды (10—25°) на одну часть казеинового порошка, засыпают казеин в воду и тщательно перемешивают клей в течение 30 мин, до образования однородной сметанообразной массы. Через 4—5 часов клей теряет свои свойства, поэтому нужно приготовить такое его количество, которое может быть за это время использовано. Раствор рекомендуется держать в фарфоровом стакане. Подогревать и разбавлять водой начинающий застывать клеевой раствор или добавлять в него свежий нельзя.
Клей наносится на обе склеиваемые поверхности (хорошо защищенные и подогнанные) щетинной щеткой, сплошным ровным слоем. С момента нанесения клея до соединения деталей не должно проходить более 5—6 мин. При запрессовке струбцинами снимать давление можно не раньше, чем через 3—4 часа; после этого склеенные детали нужно еще выдержать несколько часов при комнатной температуре (ни в коем случае ни у нагревательных приборов, ни в сыром месте).
После того, как приклеены переборки и палуба, надо зачистить всю наружную поверхность стеклянной шкуркой (особенно тщательно стыки фанеры) и оклеить весь отсек слоем ткани — полотна на эмалите для первого покрытия. Если эмалит загустится, его разбавляют ацетоном. Оклейка производится последовательно, участок за участком.
При желании полосками полотна можно оклеить также и обвязку шпангоутов изнутри. Просушив оклейку, приступайте к окраске лодки снаружи нитрокраской для второго покрытия, а изнутри — лаком № 17, хорошо предохраняющим дерево от воздействия влаги.
При изготовлении металлических деталей нужно заранее подогнать их попарно. Детали 29 и 30 собираются (вставляется штырь 31), после чего их устанавливают на поставленные вплотную один к другому соединяемые отсеки, высверливая отверстия ∅3 под болты по петлям.
Отсеки поплавков, в отличие от отсеков лодки, не имеют ярко выраженного каркаса. Обделочные бруски по всему периметру деталей отсеков поплавка нарежьте из сосновой рейки сечением 10X10 мм. Продольные брусочки изгибаются по месту — по краю вырезанных в чистый размер по шаблону горизонтальных плоскостей и ставятся на клей и гвозди. Шаблоны для изготовления горизонтальных плоскостей обшивки поплавков подгоняются по месту — по обшивке борта собранной лодки; делаются они цельными (по два шаблона на борт) и после подгонки разрезаются на три части каждый в соответствии с разбивкой поплавка на отсеки. Детали обшивки поплавков вырезаются из фанеры толщиной 1,5 мм. В тех местах, где будут просверлены дренажные отверстия, необходимо сразу же, еще до сборки, приклеить деревянные шайбы.
После крепления обделок верхнюю и нижнюю плоскости каждого отсека соединяют вертикальными стойками по углам отсека и под местами установки соединительных металлических деталей.
Затем ставится внутренняя (со стороны лодки) стенка отсека поплавка и производится его оклейка и окраска. Рекомендую все углы поплавка дополнительно защитить еще одним слоем ткани. Когда отсеки просохнут, закрепите болтами диаметром 3—4 мм все металлические детали соединения с лодкой (27, 28), штыри 25 и пластинки 26 для фиксации отсеков между собой. Болты должны иметь потайную головку со стороны прикрепляемой детали; с внутренней стороны под гайку ставится шайба толщиной 0,5—1 мм. Болты, шайбы и гайки при установке следует промазать лаком №17. После крепления металлических деталей можно поставить на клей и мелкие гвоздики замыкающую наружную стенку, оклеиванием и окраской которой заканчиваются работы по изготовлению отсека.
Сборка готовой лодки начинается с присоединения IV (кормового) отсека к III; сначала введите крючок 33 в нижней части III отсека за скобу 32 на отсеке IV, после чего совместите оси бортовых петель 29 и 30 и вставьте штыри 31 с обоих бортов. Затем к этим отсекам при помощи крючков 28 присоединяются по два отсека (VIII и X; VII и IX) поплавков. Присоединив с каждого борта по одному отсеку VI поплавка, состыкуйте отсек II с собранными ранее III и IV. Носовой отсек I соединяется с собранным корпусом точно так же, как IV с III. Прежде чем спустить лодку на воду, необходимо закрыть дюралевыми крышками лючки в концевых отсеках и дренажные отверстия в поплавках.
При правильном уходе эта легкая лодочка служит много лет. После пользования лодкой ее следует разобрать и, насухо вытерев, упаковать в чехлы. Хранить ее надо в сухом помещении, вдали от отопительных приборов. Если лодка получила повреждения, то отверстия небольших размеров можно просто заклеить кусочком тряпки на эмалите первого покрытия с последующей окраской. При более серьезных повреждениях придется вклеивать фанерную заплату. Царапины можно просто закрасить нитрокраской второго покрытия.