Теперь, когда начато производство лодка, мы имеем возможность опубликовать более подробные данные проекта, а также резу штаты опытной эксплуатации «Крыма» в навигацию 1969 г.
В текущем году купить «Крым» будет практически невозможно, так как производство только осваивается, и число лодок в первых сериях не будет превышать несколько стен.
Все лодки поступят в торговую сеть, заявки отдельных лиц заводы не принимают. Желающим построить «Крым» самостоятельно сообщаем, что в редакции рабочих чертежей лодки нет, вариант с фанерной обшивкой не разрабатывало я.
При разработке проекта мы ставили целью создание достаточно мореходной — способной выходить в плавание при волнении до 3 баллов глиссирующей прогулочной мотолодки под мотор мощностью до 40 л. с.. пригодной и для дальних туристских походов. Следует сразу оговориться, что одна лодка, какой бы универсальной она ни казалась, не может быть одинаково удачной со всех точек зрения и одинаково подходящей для всех условий эксплуатации. Ясно, что любой проект — это всегда компромисс между многими противоречивыми требованиями.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,28 |
Ширина, м: | |
наибольшая | 1.6 |
по скуле на миделе | 1,28 |
по скуле на транце | 1,36 |
Высота борта на миделе, м | 0,65 |
Вес без мотора, кг | 170 |
Водоизмещение полное, кг | 515 |
Скорость с «Вихрем», км/час: | |
с 4 чел | 32,5 |
с 1 чел | 35 |
Мы пытались решить следующие общие задачи:
- найти оптимальную форму объема, добиваясь рациональной компоновки и максимального использования полезного пространства для улучшения условий обитаемости и удобства эксплуатации;
- добиться максимального использования всех возможностей материала (в данном случае — легкого сплава) с целью обеспечения наименьшей трудоемкости постройки и наивысших качеств конструкции.
Применены выпукло-килеватые обводы днища с брызгоотбойником по скуле, плоскость которого расположена под 90° относительно плоскости борта. Компоновка, на наш взгляд, получилась удачной и при сравнительно небольших размерениях лодки обеспечивает необходимый минимум комфорта. Пассажировместимость «Крыма» — 4 человека (общая грузоподъемность 400 кг), т. е. соответствует варианту, пользующемуся наибольшим спросом у любителей.
В кокпите размером 2,05X1,3 м расположены мягкие сиденья. Носовое имеет две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки могут быть откинуты вниз, например, для работы веслами. Спинка кормового 2—3-местного дивана сплошная; откидываясь она открывает доступ в кормовой багажник. Все сиденья легко снимаются. Уложив их на дощатый пайол, можно быстро устроить мягкую просторную постель на троих.
В носовой части лодки — между шп. 2 и 3 оборудован носовой багажник, закрываемый откидной дверцей.
Сама переборка поставлена так, чтобы водитель и пассажир, сидящие на носовом сиденье, могли свободно расположить ноги. Ветровое стекло выполнено из плоских панелей, гармонически сочетающихся с линиями корпуса.
Рулевое устройство состоит из колонки с рулевым колесом, установленным на передней панели кокпита с левого борта. Штуртросовая проводка раскреплена на четырех шарнирно подвешенных блочках и имеет пружинный компенсатор, предотвращающий перенапряжения в штуртросе при откидывании мотора. В комплект снабжения входит дистанционное управление реверсом и газом подвесного мотора «Вихрь». Слева от рулевой колонки закреплена кнопка «стоп» с отрезком кабеля для подключения к мотору.
Имеется съемный тент из палаточной ткани, используемый в двух вариантах. В полуоткрытом варианте устанавливается только его верхняя часть для защиты от солнца. В непогоду к открытому тенту пристегиваются глухие боковины. Тент можно временно откинуть или снять совсем и убрать в багажник.
Лодка комплектуется парой разборных распашных весел с уключинами, которые хранятся под кормовым сиденьем. На корпусе закреплены три ручки — носовая и две на транце.
Кормовое отделение — от шп. 8 до транца — сделано с таким расчетом, чтобы в нем можно было хранить уложенный поперек лодки мотор «Вихрь» и бак к нему. Отделение закрывается съемной крышкой (на замке), которая на ходу укладывается под носовое сиденье. Никаких неудобств при увеличении расстояния от мотора до кокпита мы не обнаружили; напротив, появившийся благодаря такому решению свободный участок оказался очень удобным как при разборке и ремонте мотора, так и в ряде других случаев.
Отметим, что все свободные объемы под кормовым сиденьем и в нос от шп. 2 заполнены блоками пенопласта ПСБ. В затопленном состоянии лодка остается па плаву в положении на ровный киль.
Теперь о решении вопросов конструкторско-технологических. Стараясь в максимальной степени упростить производство, мы ставили своей целью избавиться от клепки. В качестве материала для изготовления корпуса применен легкий алюминиево-магниевый сплав АМг-5. хорошо сваривающийся как контактной, так и аргоно-дуговой сваркой. Несколько более высокая, по сравнению с дуралюмином Д-16, стоимость этого сплава, на наш взгляд, компенсируется не только возможностью замены клепки сваркой, но и повышенной долговечностью корпуса (большая коррозионная стойкость; сохранение герметичности сварных швов в процессе эксплуатации и т. п.). Объем клепки составляет всего 8% протяженности соединений.
Конструкция корпуса легко разбивается на четыре основные секции. В сборочном кондукторе форма 2-мнллнметрового листа днища фиксируется установкой днищевого набора, скулового угольника по краям и форштевня. согнутого из симметричного полособульба Ха 5. Секции бортовой обшивки 1.5-миллнметровой толщины соединяются (внакрой, что упрощает сборку) и свариваются контактной сваркой по периметру со скуловыми угольниками. Борта подкрепляются карманами-жесткостями для установки сидений; эти карманы используются и для хранения мелких предметов снаряжения.
Все детали палубы вырезаны из листа толщиной 1,5 мм. Палубная секция состоит из объемной штампуемой носовой части с декоративными ребрами жесткости, бортовых объемных панелей и кормовой части. Носовая панель кокпита в виде полки с уклоном в нос на 10° имеет прямолинейные фланцы, которые свариваются с фланцами носовом части палубы; образуется комингс, на который крепится стекло при помощи резинового специального профиля.
Палубная секция соединяется с корпусом и углобульбом заклепками, образуя удобный привальный брус.
На шп. 8 установлена водонепроницаемая переборка, препятствующая попаданию воды с маслом и бензином в кокпит. Транец и переборка снабжены быстрооткрывающимися сливными устройствами.
Снаружи корпус окрашен в два цвета: палуба до привального бруса — красная, борта и днище — желтые. Внутренняя часть покрыта светло-серой краской с голубоватым оттенком.
Испытания головного образца закончены. На двух предприятиях ведется подготовка к серийному выпуску лодок. Ориентировочная цена на 1970 г. около 750 руб.