В настоящее время по этому проекту строится серия яхт, первые из которых уже плавают в Москве и Ленинграде. Однако при постройке швертбота, начатой верфью даже без ведома автора проекта, был допущен целый ряд отступлений от проекта и ошибок, которые, в конечном счете, привели к тому, что серийный швертбот. на мой взгляд, существенно хуже, чем был задуман. И это не просто лёгкие потери, неизбежные при переходе от эскизного наброска к рабочему проекту.
Основные данные швертбота
Длина наибольшая, м | 8,2 |
Ширина наибольшая, м | 2,46 |
Высота борта, м: | |
в носу | 0,98 |
у миделя | 0,71 |
наименьшая | 0,67 |
Высота каюты, м: | |
у входа | 1,44 |
наименьшая | 1,10 |
Площадь парусности обмерная (100% пер. треуг.), м2 | 25 |
Высота парусности, м | 9,4 |
Водоизмещение порожнем, кг | 905 |
Водоизмещение в походном состоянии, кг | 1305 |
Расчетные весовые характеристики не выдержаны, так как корпус перетяжелен примерно на 200 кг главным образом за счет дощатой палубы и рубки, хотя проект предусматривал широкое применение при их изготовлении фанеры именно с тем, чтобы облегчить швертбот. Предполагалось, что если швертбот будут строить серийно, можно будет перейти на стеклопластик и дополнительно выиграть в весе.
Нельзя признать удачными планировку корпуса серийного швертбота, исполнение рангоута, проводку стоячего такелажа; иначе размещен подвесной мотор. Поэтому здесь публикуются первоначально разработанные чертежи, которые могут быть использованы для самостоятельной постройки швертбота силами любителей.
Обводы корпуса такие же, как у уже упомянутого швертбота (типа «Руслан-I»); проект которого был разработан в ЦЛСИ; планировка каюты и внешняя архитектура приведены в соответствие с современными требованиями. В каюте расположены три постоянные и в форпике одна откидная койка. Спинки коек-диванов вставляются между койками и колодцем; тогда с комфортом могут спать шесть человек. Планировка швертбота мыслилась в двух вариантах. Первый из них показан на чертеже; второй отличается тем, что койки в «гробу» нет, шкаф перенесен из форпика ко входу в рубку, а в форпике сделаны две койки.
Подвесной мотор предполагалось устанавливать в нише на транце, закрываемой (когда мотор убран) специальной вертикальной крышкой. Мотор хранится в-специальном рундуке, причем остается еще обширный ахтерпик.
Кокпит не заливается при оверкиле. Палубе, как и крыше рубки, для упрощения работ придана цилиндрическая форма — все бимсы имеют один радиус кривизны (5 м — палуба, 2 м — надстройка).
Набор выполнен в соответствии с Правилами постройки для класса Т с соответствующей поправкой по опыту эксплуатации.
Шверт — листовой, стальной; выбирается из кокпита лебедкой (по левому борту в кокпите). Кстати, верфь сделала шверт из легкого сплава, что вместе с перетяжелением корпуса и рангоута отрицательно сказалось на остойчивости яхты.
Вооружение яхты — нормальное с несколько повышенным передним треугольником (но не доходящим до топа мачты). По сравнению с прототипом, мачта сдвинута вперед, грот уменьшен, а передний треугольник увеличен. Это сделано для того, чтобы ликвидировать имевшую место на прототипе легкую склонность приводиться к ветру.