Нам хотелось построить «Ирокез», однако полное отсутствие каких-либо сведений о конструкции его корпуса привело к тому, что пришлось проектировать собственный вариант судна. К тому же выяснилось, что опубликованные в иностранной печати материалы содержат целый ряд противоречий и неточностей, что, видимо, связано с желанием фирмы сохранить портфель заказов на постройку судов. В конце концов пришлось по существу разрабатывать проект какого-то нового катамарана.
Основные данные катамарана
Длина наибольшая, м | 9 |
Ширина, м | 4 |
Ширина поплавка, м | 1,15 |
Осадка, м | 0,3 |
Водоизмещение, т | 2 |
Площадь парусности, м2 | 50 |
Скорость хода в свежий ветер, узл | до 16 |
Общее расположение сохранено таким же, каким оно было сделано на первых «ирокезах». В носу на корпусах установлены релинги, а между корпусами натянута капроновая сетка, что обеспечивает безопасность при работе с передними парусами. Пространство до переборок на шп. 3 занимают форпики, в которые можно попасть через люки в палубе; к этим же переборкам крепятся и битенги. Между шп. 3 и 4 расположены отсеки для хранения передних парусов (в мостике) и судовых запасов (в корпусах).
В районе шп. 4—7 в корпусах расположены койки, а в рубке — раскладной диван на двух человек; днем это место служит салоном с широким обзором по курсу. В корму от переборки на шп. 8½ расположен основной салон (на четыре человека). Диваны можно удлинить, тогда за стол смогут сесть шесть человек одновременно. За спинкой дивана правого борта подвешивается еще одна койка, а ближе к борту расположены шкафы и вешалки для платья. В левом корпусе устроен камбуз с газовой плитой. У кормовой (шп. 10) переборки салона на мостике устроена выгородка для гальюна со входом из левого корпуса.
Кормовые части корпусов имеют ряд водонепроницаемых переборок, выгораживающих отсеки, в которых хранятся подвесной мотор, топливо к нему, газовые баллоны, паруса и т. п. По желанию, здесь можно устроить и спальные места.
В конструкции деревянного корпуса широко использованы клееные детали. Так, основные связи корпуса (киль, форштевень, бортовые продольные связи, лобовой брус моста) и битенги сделаны из ламинированного дуба, шпангоуты — из сосны, оклеенной фанерой. Особое внимание уделено прочности поперечных связей моста и подмачтовой переборки на шп. 8. Нагрузка от степса, установленного на крыше рубки, разнесена на борта поплавков при помощи двух подкосов в плоскости переборки. По мере накопления опыта Эксплуатации судна некоторые узлы, видимо, можно будет и упростить, и облегчить.
Обшивать судно можно 5-миллиметровой бакелизированной фанерой или рейками. Фанеру придется укладывать поясами шириной по 0,5 м, располагая пазы (как и стыки) на наборе. Стыковать отдельные листы предварительно можно и на планках, Снаружи корпус судна нужно оклеить стеклопластиком.
Подъемная конструкция швертов и рулей позволяет подходить к любому берегу — этого преимущества лишены традиционные килевые яхты.
Парусное вооружение — шлюп с высокой (11 м) мачтой и большими стакселями. Грот имеет несколько лат (их лучше делать сквозными).
Первый катамаран по описываемому проекту был построен в 1969 г. на Ладоге юными яхтсменами из поселка имени Морозова под руководством Р. И. Титова. В распоряжении десяти 14—16-летних строителей были столярный и слесарный инструмент, маленький строгательный станок. сблокированный с дисковой пилой, и несколько самодельных струбцин, но никакого опыта в судостроении ребята не имели, Тем не менее, за зиму они сумели собрать корпуса, а в майские праздники под открытым небом готовые корпуса соединили мостом, установили и остеклили рубку и даже успели окрасить судно.
По желанию строителей катамаран назвали «Гардарикой» (старинное название приладожья). Первые же выходы на нем доставили членам экипажа большое удовольствие — катамаран идет с большой скоростью и почти без крена.
Плавание в южной части Ладожского озера чрезвычайно затруднено многочисленными мелями, каменными банками. Естественно, что местные яхтсмены с большой радостью встретили появление нового сравнительно большого, но способного ходить по мелководью — на глубинах до 0,5 м, и очень быстроходного судна, которое за несколько часов может дойти до красивейших шхер северной Ладоги.
Теперь члены местной парусной секции еженедельно уходят в плавание по довольно капризной Ладоге, причем флагман их флотилии «Гардарика» под командованием капитана Р. И. Титова надежно страхует многочисленные швертботы. Однажды на «Гардарике» отправились в плавание 14(!) человек и всем нм нашлось место для ночлега. Хотя, конечно, о большом комфорте говорить не приходилось, но вряд ли даже более крупная яхта «Л-6» смогла бы принять на борт такой экипаж!