Потому-то, принимаясь за проектирование своей байдарки, мы ставили задачу создать конструкцию максимально легкую, дешевую и простую в изготовлении, но в то же время пригодную для сравнительно несложных путешествий вдвоем.
Основные данные байдарки
Длина, мм | 3750 |
Ширина, мм | 750 |
Высота полная, мм | 390 |
Длина кокпита переднего, мм: | 800 |
Длина кокпита заднего, мм: | 930 |
Ширина кокпита, мм | 400—450 |
Грузоподъемность, кг | 180 |
Вес, кг | 10 |
Теперь, когда две байдарки по этому проекту не только построены, но и проверены четырехлетней эксплуатацией на реках и озерах Ленинградской области, можно сказать, что наши расчеты полностью оправдались. Несмотря на отсутствие фальшборта и сплошной деки, байдарка «Чертенок» давала возможность уверенно двигаться вперед по крутой волне вуоксинских плесов. Проверку прочности на камнях Оредежи, Луги и Вуоксы каркас выдержал превосходно. Трудоемкость же постройки байдарки была невелика — всю работу мы закончили за три недели, причем более половины этого времени заняла пропитка оболочки.
Основное отличие нашей байдарки от большинства других (например, от одиночки конструкции В. Мельникова, описываемой в №25 сборника) состоит в том, что дека сделана разрезной по всей длине лодки; кромки ее стягиваются наверху, оставляя открытыми два кокпита. Это дает возможность полностью собирать каркас отдельно, а не внутри оболочки, как обычно, и избавиться от необходимости вводить шарнир на кильсоне для того, чтобы распирать растягиваемую набором оболочку по длине. Благодаря такому решению нам и удалось упростить конструкцию до предела.
Основной несущей частью каркаса является кильсон. Он состоит из трех частей: средней и кормовой, собранных из двух сосновых реек, соединенных фанерными перекладинами (одновременно они служат сиденьями и упорами для ног), и носовой части из дюралевой трубки. Средняя и кормовая секции соединяются между собой четырьмя обоймами — хомутиками; крайние перекладины упираются одна в другую и играют роль ограничителей. В разобранном состоянии хомутики свободно висят на рейках между крайними перекладинами, благодаря чему, кстати говоря, исключается возможность их утери.
Чтобы упростить накидывание хомутиков при сборке кильсона, концы реек слегка срезаны «на ус».
Чтобы рейки в местах установки муфты 3 и соединения с ахтерштевнем не растрескивались, на них напрессованы дюралевые хомуты, нарезанные из трубки 24X1.
Скуловой стрингер и привальный брус изготовлены из дюралевых трубок, соединяемых втулками. Во избежание путаницы при сборке втулки деталей одного борта запрессованы в среднюю трубку, а другого борта — в крайние. Длина стрингеров (без штырей) — 3670. а привальных брусьев — 3800 мм. Открытые концы трубок заглушены деревянными пробками.
Концы привального бруса вместе с пробками срезаны под углом н в них просверлены отверстия под болты М4 для крепления к штевням. В пробки на концах скуловых стрингеров забиты штыри ∅5, которые при сборке байдарки вставляются в соответствующие отверстия на скобах, прикрепленных к штевням.
Для соединения шпангоутов с продольным набором к рейкам кильсона крепятся шурупами, а к трубкам 14 и 15 — приклепываются дюралевые угольники (размечать места для установки следует уже по выставленным на кильсон шпангоутам).
Рамки-шпангоуты и штевни вырезаны лобзиком из листа фанеры толщиной 9—10 мм. В отверстия ∅5,8 под нагели запрессовываются отрезки латунной трубки 6X1; края их надо развальцевать между двумя кернерами и опилить заподлицо с поверхностью шпангоута. Штевни отличаются только способом крепления к кильсону. Ахтерштевень крепится к нему штифтом ∅4 мм, входящим в отверстия, просверленные в рейках кильсона, и болтом М4 (крайнее с кормы отверстие); на это соединение натягивается кусок велосипедной камеры для предохранения оболочки от протирания головкой болта и гайкой.
Остается добавить, что все деревянные детали каркаса надо тщательно и за два-три раза пропитать горячей олифой.
Для шитья оболочки требуется 7,6 м ткани шириной 70 см или 3,8 м при вдвое большей ширине. Если нет прорезиненной ткани, подойдет любой другой достаточно прочный материал — тонкий брезент, парусина, тентовая ткань и т. д. (оболочка «Чертенка» выкроена из старого паруса). Оболочка выкраивается по готовому каркасу. Верхняя — палубная часть ее (дека) в носу и корме в принципе не сшивается: можно сшить только небольшой участок — не более ⅓ расстояния до носового шпангоута, иначе будет трудно надевать оболочку на каркас. К краям деки пришиты большие платяные крючки, при помощи которых она стягивается шнуровкой сначала в кормовой, а затем в носовой части. Шнуровку надо закрыть фартуком, пришитым к краю деки с одного борта и застегивающимся на кнопки по другому.
В районе кокпита дека обшивается полоской материи, в которую продергивается стяжной шнур; у среднего шпангоута этот шнур на длине около 50 мм выходит наружу для дополнительного подтягивания.
Все швы следует делать «в замок». Сшитая оболочка надевается на каркас для пропитывания и окраски. Вся оболочка, кроме деки, пропитывается в 4—5 приемов натуральной олифой с добавкой 10% касторового масла, каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Затем производится окраска оболочки масляной краской на натуральной олифе с добавкой 10% касторового масла. Деку лучше пропитывать любым водоотталкивающим составом или хорошо натереть парафином и прогладить утюгом. Желательно наклеить клеем «88» резиновые полоски-протекторы по штевням, кильсону и стрингерам. Для обеспечения непотопляемости в нос и корму следует положить по надутой футбольной или волейбольной камере.
Весло (двухлопастное) сделано из двух бамбуковых палок диаметром в комле 25 мм и водостойкой фанеры. Рулевого устройства нет, поскольку благодаря небольшой длине байдарка и так обладает отличной маневренностью, а при полной нагрузке хорошо держится на курсе.