При проектировании лодки был взят за основу теоретический чертеж польской «Альги» (см. 8 номер, 1966 г.). Днищевая часть сохранена почти без изменений, если не считать плавного отгиба килевой линии вниз от шп. 5 в корму и соответственно некоторого изменения угла килеватости. Плавный отгиб днища у скулы (в поперечных сечениях) переходит в обычные брызгоотбойники в носовой части. Линия борта на боку прямолинейная.
Основные данные мотолодки
Длина габаритная, м | 3,78 |
Ширина наибольшая, м | 1,55 |
Ширина транца по скуле, м | 1.290 |
Осадка, м | 0,16 |
Вес корпуса со сланями, сиденьями, козырьком, веслами, тентом и дистанционным управлением, кг | 105 |
Максимальная скорость с мотором «Вихрь» и одним человеком, км/час | 45 |
Было решено использовать те преимущества, которые дает пластик, позволяющий формовать обводы самой сложной формы. Палубе в плане придали современные угловатые очертания и одновременно увеличили развал носовых шпангоутов; это улучшило всхожесть на волну и надежно защитило кокпит от попадания брызг (опыт эксплуатации лодки полностью подтвердил правильность такого решения). Кормовая часть выполнена без завала бортов, характерного для «Альги».
Продольные реданы с относительно острой кромкой предусмотрены по всей длине днища. Схема их размещения и размеры сечения такие же, как и на «Альге». Естественно, статья о продольных реданах, помещенная в 11 номере, внесла некоторое смятение в наши ряды: некоторые предлагали срочно переделать матрицу и формовать остальные корпуса (некоторые уже были готовы) с короткими реданами. В принципе все с этим согласились, по и новые корпуса так и были отформованы с длинными реданами.
И еще одна деталь о реданах. В 1966—1967 гг. автору совместно с Н. Карасевым, О. Барановым и Л. Соловьевым довелось участвовать в изготовлении из стеклопластика четырех катеров типа «Прогресс». Корпуса были сделаны по таблице ординат из седьмого номера сборника с небольшим изменением обводов днища; палуба и борта в носовой части изменены полностью. В 1968 г. к трем корпусам из четырех прнформовали короткие реданы с соблюдением всех известных рекомендаций. И оказалось, что они стали отставать от того катера, который остался без реданов. Это навело нас на мысль, что на катерах с изогнуто-килеватыми обводами днища (типа «крыло чайки») реданы малоэффективны. А на наших мотолодках «Тверца» с выпукло-килеватым днищем реданы работают прекрасно. «Тверца» обходит и пластмассовые, и дюралевые «Прогрессы».
Корпус мотолодки отформован из стеклопластика на основе полиэфирной смолы ПН-1. Толщина конструкций: днище — 3,5 мм (7 слоев стеклоткани АСТТ(б)-С2); борта — 3,0 мм 16 слоев АСТТ(б)-С2); палуба — 2.7— 3,0 мм (2 слоя АСТТ(б)-С2, слой ТЖС, слой АСТТ(б)-С2). Продольные реданы, киль, скулы и все углубления заполнены стеклянным жгутом на полиэфирной смоле с защитой стекло-сеткой.
Набор приформован к наружной обшивке тремя слоями АСТТ(б)-С2 днищевые ветви шпангоутов — четырьмя.
В носовой части лодки — между переборками на шп. I и II имеется багажник, закрываемый съемной дюралевой крышкой, которая может служить столиком (навешивается в кокпите). В корму от переборки на шп. VI расположен открытый сверху отсек для хранения топливного бачка, канистр, инструмента и т. п. На стоянке отсек закрывается специальным брезентом. Рецесса под мотор нет. Все три переборки сделаны герметичными, причем пространство от форштевня до шп. I представляет собой воздушный отсек, обеспечивающий непотопляемость лодки. Кроме того, пространство под фанерными сланями кокпита, приформованными к обшивке по периметру и приклеенными к пенопластовому набору днища, образует еще один герметичный отсек.
Спереди кокпит защищен козырьком из оргстекла, на котором закреплены бортовые огни и ручной дворник (при плавании в дождь под тентом без него не обойтись). В кокпите установлены два съемных складных кресла из дюралевых трубок (вес каждого 1,4 кг) и заднее откидное сиденье на два человека. Сверху кокпит закрывается легкосъемным тентом. Мотолодка имеет дистанционное управление, обеспечивающее поворот, регулирование газа и аварийную остановку кнопка «Стоп» на приборном щитке) мотора «Вихрь». Дистанционного управления реверсом нет.
Все необходимые компоненты для постройки серии из восьми лодок были приобретены на местном заводе стеклопластиков на договорных началах. согласно которым мы передали на баланс завода изготовленные нами матрицы корпуса и палубы спроектированной и испытанной лодки. Стоимость материалов для постройки одного корпуса составила около 230 рублей. Нормальный расход связующего около 50 кг (на корпус — 28, на палубу — 13. приформовки — 9 кг); при тщательном выполнении работ, уменьшении расхода жгута и перекроях ткани не более 50 мм можно сократить эту цифру до 45 кг.
Изготовление стеклопластиковых матриц специальных пояснений не требует, так как в достаточной мере освещено во втором выпуске сборника. Добавим только, что матрица корпуса была сделана с разъемом по ДП и откидным транцем; это намного упрощает выемку отформованного корпуса. Окраска лодок производилась пентафталевыми красками.
Для характеристики ходовых качеств приведем замеры скорости одной из лодок — «Тверца-2» под мотором «Вихрь», эксплуатируемым второй сезон, с серийным полированным винтом: один человек у мотора в пустой лодке (только бак с бензином) — 46 км/час и в лодке, полностью снаряженной (включая спальные принадлежности и т. п.), — 44; два человека в снаряженной лодке — 43—44, три — 40, четыре — 37 км/час. При установке гребного винта с шагом и диаметром по 250 мм увеличения скорости почти не наблюдалось. Максимальная скорость лодки с совершенно новым «Вихрем» на отдельных участках составляла 50 км/час.
Выход на глиссирование при небольшой нагрузке занимает несколько секунд, но если в лодке три-четыре человека — продолжается значительно дольше. Для ускорения выхода на глиссирование одному из пассажиров приходится временно перемещаться с заднего сиденья вперед. Лодка устойчиво глиссирует на «половинном газе» даже при полной нагрузке (четыре человека), прекрасно ведет себя на поворотах на полной скорости. Крен в сторону циркуляции значительно меньше, чем у серийного «Прогресса».
«Тверца» с тремя человеками на борту обгоняет «Казанку» с одним человеком (с таким же мотором «Вихрь»). Под мотором «Москва-М» или «Ветерок-12» наша лодка ходит удовлетворительно при уменьшенной нагрузке — не более двух человек.
В заключение необходимо отметить следующее. Мы могли убедиться в том, что пластмассовые корпуса получились чрезвычайно прочными; очевидно на днище вполне достаточно было бы шести слоев стеклоткани вместо семи. Средние реданы и киль на участке длиной примерно 1,3 м от транца целесообразно убрать. Кромки реданов надо сделать более острыми, прикрепив к ним полосы из нержавеющей стали. По нашим соображениям эти меры позволят увеличить скорость лодки под мотором «Вихрь» (с одним человеком) до 50 км/час.
Нос лодки (в плане) ниже уровня скулы следовало бы сделать острее — для лучшей всхожести на волну.
Наклон стекла необходимо увеличить; целесообразно компоновать его из плоскостных элементов и сделать повыше.