Информация о выпуске «Южанки» — новой модификации популярной лодки «Казанка», вызвала большой интерес. Многие владельцы «казанок» с мощными моторами хотели бы самостоятельно сделать бортовые наделки — були, благодаря которым значительно повышается остойчивость лодки. Выполняя просьбы читателей сборника, помещаем заводские рабочие чертежи таких булей, которые могут быть сделаны и в домашних условиях.
Каждый буль представляет собой полую водонепроницаемую конструкцию, приклепываемую к борту лодки. Заготовки буля: фасонный лист с габаритами 1,5X650Х2750 мм; донышко 1,5X270X380, две бракеты толщиной 1,5 мм. На заводе все детали делают из алюминиево-магниевого сплава АМг5, более пластичного и лучше свариваемого, чем дуралюмин. Заготовку буля гнут пооперационно по шаблонам на кромкогибочном станке; фланцы для крепления к бортам отгибают вручную.
На эскизах показаны бракеты н донышки, которые крепятся к булям с помощью аргоно-дуговой сварки. Можно также выполнить соединения на дюралевых угольниках или же предусмотреть на деталях фланцы для заклепок. Если применяется дуралюмин, то листы перед гибкой надо отпустить в печи при температуре 200°.
Готовые узлы булей с прикрепленными бракетами и донышком установите на борта лодки, временно прихватив их на двух-трех болтах М4 к обшивке.
Ось буля должна отстоять по высоте от скулы лодки на 160 мм на транце и на 180 мм в носу. Затем высверливаются все отверстия для заклепок, буль снимается, зачищаются заусенцы,. прокладывается тиоколовая лента, буль вновь становится на место, обжимается и закрепляется заклепками с шагом 40 мм, расположенными двухрядным шахматным швом.
В местах, где конструкция буля недостаточно плотно прилегает к борту лодки (например, в районе соединения фланцев буля в верхнем и нижнем углах с задней стенкой буля и с лодкой) проложите тиоколовые жгутики.
Важно обеспечить герметичность булей, тогда они придадут лодке дополнительный запас плавучести в аварийных случаях. Проверить герметичность можно надувом воздуха под давлением (1÷1.5 атм) через штуцер, ввернутый вместо пробки, либо погружением булей в воду. Полный объем булей составляет 102 дм3.