Буксировщик воднолыжника, созданный магнитогорскими спортсменами, привлекает внимание, прежде всего, новизной конструкции.
Однако следует сразу оговорить возможности его применения. Даже по мнению автора статьи, конструкция устройств управления и автоматической остановки двигателя пока недостаточно надежна, поэтому применять буксировщик для начинающих воднолыжников не рекомендуется.
Для опытных же спортсменов-воднолыжников буксировщик представляет весьма ограниченные возможности. Стремлению авторов применить буксировщик для обучения фигурному катанию противоречит конструкция рукоятки. Дело в том, что при выполнении большинства фигур воднолыжник перехватывает рукоятку буксирного троса из одной руки в другую; при этом на какой-то момент рычаг блокировки зажигания может отходить и выключать зажигание двигателя.
Другой дефект буксировщика — недостаточная устойчивость на прямом курсе при маневрировании воднолыжника ограничивает его использование для обучения технике воднолыжного слалома.
Необходимо обеспечить безусловное срабатывание выключателя зажигания при увеличении длины буксирного троса и при падении лыжника на большой скорости.
Полоокительной стороной конструкции является прежде всего ее простота. Буксировщик можно достаточно эффективно использовать для обучения воднолыжников, уже умеющих стоять на лыжах, различным способам принятия старта, элементам воднолыжного слалома и некоторым простейшим фигурам.
Нехватка быстроходных катеров и мощных моторов — основное препятствие на пути широкого распространения воднолыжного спорта. А между тем можно буксировать воднолыжника со скоростью 40—45 км/час, имея в распоряжении подвесной мотор до 20 л. с. — с помощью устройства, которым управляет сам лыжник.
Краткое описание подобного буксировщика «Ски-Крафт» публиковалось в четвертом и шестом выпусках сборника (1965 и 1966 гг.). Управляется «Ски-Крафт» жесткими рукоятками длиной 2,5 м, что не дает возможности спортсмену отрабатывать элементы воднолыжного слалома и фигурного катания. Кроме того, «Ски-Крафт» рассчитан на постройку в заводских условиях, а его роторный двигатель сделать самому тоже очень и очень трудно.
Спортсмены Магнитогорска попытались создать буксировщик на базе небольшой двухместной быстроходной лодки и серийного подвесного мотора «Вихрь».
Через гибкий трос длиной 8 м лыжник сам блокирует зажигание, регулирует подачу топлива в двигатель, а следовательно, и скорость, которая, в зависимости от веса лыжника, достигает 40—45 км/час.
Наш буксировщик позволяет выходить на лыжи как из воды, так и с мостика. Управлять буксировщиком на заданной скорости можно одной рукой, что необходимо при выполнении элементов фигурного катания.
В случае падения лыжника зажигание автоматически выключается и буксировщик останавливается. Повороты осуществляются заходом лыжника в противоположную сторону.
Испытания на озере Балхаш в течение летнего сезона 1968 г. показали, что буксировщик отличается хорошей маневренностью.
Принципиальная схема дистанционного управления ясна из приведенных рисунков.
Силовой стальной трос диаметром 5 мм при помощи хомута прикреплен к дейдвудной трубе мотора на расстоянии 270 мм выше оси гребного вала, что устраняет ходовой дифферент на корму из-за опрокидывающего момента, возникающего при креплении троса за транец на уровне палубы.
Трос управления заслонкой (карбюратора) диаметром 2 мм заключен в оплетку. Можно использовать оплетки и наконечники гибких валов спидометров автомобилей, спаянные при помощи трубчатых муфт.
Трос управления газом подведен к двигателю через отверстие в капоте и упорную планку, которая крепится к головке цилиндров шпильками.
Ось дроссельной заслонки поворачивается при помощи троса через рычаг, закрепленный на нижнем конце оси. Заслонка закрывается, а трос возвращается в исходное положение действием пружины, один конец которой закреплен к верхнему рычагу оси дросселя, а второй — к упорной планке (вместо пружины можно поставить резиновый жгут).
Переходной вертикальный вал управления подачей топлива и опережения зажигания с двигателя снят. Опережение зажигания устанавливается вручную при помощи сектора 6 (рис. 1), который крепится на одной из шпилек головки цилиндров. Мотор легко запускается при различных положениях рычага опережения зажигания.
Кнопка блокировки зажигания в нормальном положении замкнута и включена параллельно кнопке «стоп» двигателя. Если нажать на рычаг 8 (рис. 2), то контакты кнопки размыкаются — система зажигания готова к запуску двигателя. Поворотом рукоятки 2 открывается дроссельная заслонка, ручка реверса переводится в нейтральное положение, и мотор можно запускать. Лыжник отталкивает буксировщик и дистанционно устанавливает холостые обороты. После прогрева двигателя спортсмен подтягивает буксировщик к себе, изготавливается, включает передний ход и, увеличивая подачу топлива, выходит на лыжи. При выходе с мостика требуется некоторый опыт, так как сила инерции легкого буксировщика невелика.
Силовой трос, трос управления дроссельной заслонкой и два провода блокировки зажигания заключены в полихлорвиниловую трубку диаметром 17÷20 мм.
На рукоятки дистанционного управления надеты восемь кругов из пенопласта диаметром 120 мм и толщиной 50 мм каждый, благодаря чему рукоятки не тонут, если лыжник выпустит их из рук.
Кнопка блокировки зажигания герметична. Место подвода проводов залито мастикой, а поверх кнопки одет резиновый чехол из куска волейбольной камеры.
Буфер 7 служит для отброса рычага 8 (рис. 2), при этом срабатывает кнопка 6, контакты замыкаются и происходит выключение зажигания.
При отпускании рукоятки газа пружина (рис. 1) полностью закрывает дроссельную заслонку, и двигатель останавливается из-за прекращения подачи топлива.
Стопорная скоба установлена под рукояткой для переноски мотора. Концы скобы прикреплены к поперечной стяжке кронштейнов в подвеске двигателя, так что мотор закреплен надежно и не может повернуться. Концы скобы должны иметь одинаковую длину, в противном случае буксировщик при движении поведет в сторону более короткого плеча.
Для обеспечения устойчивости хода служат также два стабилизирующих плавника общей площадью 500 см2, установленные на днище буксировщика.
В качестве корпуса можно использовать лодку «Чайка», описанную в книге В. Брагина и С. Голдовского «Водно-моторный спорт», издательство ДОСААФ, 1961 г.
При длине буксирного троса более 10 м возрастает усилие трения на трос газа, поэтому аварийный выключатель зажигания может не сработать.
Построив буксировщик, желательно испытать его на маневренность без стопорения мотора скобой, так как на нашем устройстве такие испытания не проводились. Буксировщик в этом случае должен производить поворот в сторону захода лыжника, а не в противоположную, как при закрепленном моторе.
Малоопытный лыжник при падении иногда некоторое время не разжимает пальцы рук, находясь уже под водой. После отпускания рукоятки рычаг зажигания некоторое время оказывается прижат встречным потоком воды, сброс газа мгновенно не срабатывает и буксировщик успевает пройти около 30 метров с работающим двигателем. Поэтому необходимо усилить отталкивающее действие буфера 7 (рис. 2) или повернуть рычаг 8 вместе с корпусом кнопки 5 по ходу движения.
Научиться управлять буксировщиком просто, но первые пробные выходы необходимо производить на свободной акватории. При этом запускать двигатель и включать передний ход должен второй человек, знакомый с мотором «Вихрь».