Основные данные байдарки «Ладога»
Длина, м | 5,4 |
Ширина, м | 0,92 |
Высота, м | 0,35 |
Вес, кг | 35 |
Грузоподъемность, кг | 350—400 |
На прогулку или в непродолжительный поход на байдарке могут отправиться три человека; в дальнем походе или при плавании под парусами экипаж уменьшается до двух человек.
Достоинства «Ладоги» очевидны, но хочется высказать и подсказанные личным опытом критические замечания, которые частично касаются также «Луча» и «Салюта». Разборная байдарка должна быть в первую очередь надежной и долговечной. Поэтому при создании новых типов двух- и трехместных туристских байдарок, на мой взгляд, не следует добиваться дальнейшего упрощения конструкции и снижения веса в ущерб прочности и надежности. Конструкция их и без того довольно проста, а уменьшение веса на 3—5 кг, по сравнению с существующим, вряд ли существенно улучшит удобства транспортировки.
Применение набора из прочных трубок легкого сплава, несмотря на некоторое увеличение веса, по сравнению с деревянным набором, представляется удачным решением и обладает бесспорным преимуществом. Видимо, в дальнейшем следует почти полностью отказаться от использования дерева; в частности, кильсон и фальшборты тоже можно изготовить из труб ∅ 30—40 мм или даже штампованных профилей из легкого сплава.
На «Ладоге» недостаточно прочны расчалки, удлинитель мидельвейса и шпангоуты из гнутого профиля, особенно средние шпангоуты, имеющие незамкнутый контур. Даже при нормальной эксплуатации эти шпангоуты со временем сильно деформируются, а при переноске байдарки в собранном виде, плаваниях на порогах и при установке парусного вооружения эти деформации могут привести к поломкам. Гораздо прочнее изготовленные из гнутой трубки шпангоуты на «Салюте».
Недостаточно жестко и надежно крепление привальных брусьев и стрингеров к шпангоутам (при помощи резиновых сухарей и крючков); стрингеры легко выходят из своих мест, если их дополнительно не подвязывать к шпангоутам при сборке. То же самое можно сказать и о креплении стрингеров к штевням при помощи шплинтов и заклепок, которые легко гнутся и ломаются. Кстати, так же легко гнутся и выходят из строя ползуны кильсонов, крючки и другие соединительные детали набора.
Много неприятностей доставляют соединения стрингеров в средней части; в случае поломки шурупов фиксаторов, а ломаются они довольно легко, разбирать эти соединения приходится молотом и зубилом. Гораздо лучше заменить выдвижные стержни наружными муфтами.
Слабым местом является и оболочка из прорезиненной ткани: даже при самом аккуратном пользовании и хранении она практически приходит в негодность через 3—4 сезона. Пора конструкторам подумать об использовании новых более прочных и долговечных синтетических материалов! Это поможет сделать разборную байдарку более надежным, удобным и не очень дорогим судном.
А теперь собственно об установке парусного вооружения на «Ладоге». Мы изготовили и испытали два варианта парусного вооружения. Площадь парусности по первому из них 11 м2, по второму — 8 м2. Для предотвращения дрейфа мы применили навесные шверцы. Весь рангоут, как и швертовор устройство, выполнен разборным из труб легкого сплава; его можно ставить и убирать на плаву. При плавании на- веслах все вооружение укладывается в кокпите. Концы труб рангоута заглушены резиновыми пробками (аналогично веслам), поэтому при случайном падении в воду рангоут не тонет.
Первый вариант — двухмачтовое вооружение типа кэч. Мачты изготовлены из дуралюминовой трубы ∅ 40X1.5 мм (использован прыжковый шест). Грот-мачта состоит из трех секций: нижней, средней и верхней. Бизань-мачта состоит из нижней секции длиной 2000 мм и верхней — 1700 мм.
Верхние концы средней и нижних секций обжимаются на длине 150 мм на токарном станке при помощи несложного приспособления. Труба, закрепленная на оправке в патроне станка, равномерно смазывается машинным маслом. Во избежание перекосов шпиндель вращается с небольшим числом оборотов. Подача оправки производится вручную пинолью задней бабки. Следует помнить, что усилие обжатия при этом порядка 800 кг, поэтому использование механической подачи задней бабки на станках некоторых типов может привести к перегрузке механизма подачи.
В собранном виде Длина грот-мачты должна быть 5400 мм, бизань-мачты — 3550 мм. Грота-гик изготовлен из трубки 0 20X1 мм и состоит из двух секций: передней длиной 2000 мм и задней 700 мм. Передний конец задней секции обжимается на длине 100 мм аналогично секциям мачт. Бизань-гик длиной 1400 мм изготовлен из трубки ∅ 16X1 мм.
Гики крепятся к мачтам крючком из проволоки 0 6 мм. Мачты не имеют стоячего такелажа и свободно вставляются в наметку и степс. Для бизань-мачты в пластине кильсона сверлится Отверстие. Степс грот-мачты из 4-миллиметровой дюралевой пластины устанавливается перед вторым шпангоутом вместо кильсона. Наметка заводского изготовления на втором шпангоуте заменяется новой из полосы 2X30. На втором и пятом шпангоутах крепятся утки для бегучего такелажа.
Стаксель-фал пропущен через круглый коуш на свободном нижнем конце ликтроса в верхней части передней шкаторины грота. Стаксель-галс крепится к кольцу на носу байдарки. Бизань-шкот пропускается через коуш на корме и направляется в кокпит. Бегучий такелаж и ликтрос изготовлены из хлопчатобумажного капронового троса ∅ 6 мм.
Паруса пошиты из бязи плотностью 125 г/м2. К мачте и гику грот и бизань крепятся при помощи мягких колец-сегарсов, связанных из троса ∅ 6 мм, протянутого в хлорвиниловую трубку ∅ 10—12 мм. Сегарсы привязаны к ликтросу, которым обликованы передние и нижние шкаторины парусов. Задние (косые) шкаторины ликуются только в углах на длине 300 мм.
Швертовое устройство состоит из двух шверцев, навешиваемых с обоих бортов байдарки, и соединительной трубы, закрепляемой на фальшбортах при помощи проволочных петель и фиксирующих болтов. Петли можно устанавливать на любые отверстия фальшборта и таким образом регулировать положение центра бокового сопротивления. Шверцы со втулками свободно вращаются на трубе.
При втором варианте парусного вооружения мачта ставится в средней части кокпита. Для этого нужно изготовить степс из дюраля и пяртнерс из доски 30X170X600, устанавливаемый на фальшборты и закрепляемый при помощи угольников и нагелей. Во избежание потери нагели привязывают к пяртнерсу, а шкот в виде замкнутой петли обносят вокруг мачты.
На первый взгляд может показаться, что для байдарки с ее небольшой остойчивостью площадь парусности даже при втором варианте сильно завышена. Однако и простейшие расчеты и опыт плавания под парусами показывают, что в обоих случаях байдарка имеет достаточную остойчивость даже при свежем ветре и сравнительно крупной волне. Правда, надо отметить, что управление парусами при двухмачтовом вооружении требует определенного навыка.
Инструкция по эксплуатации «Ладоги» рекомендует ходить под парусами вдвоем, но мы ходим, как правило, втроем: проще управлять парусами (при первом варианте вооружения) и откренивать байдарку. Обязательно наличие спасательных жилетов для всего экипажа. Мы, например, пользуемся жилетами типа ИСС. За три сезона плавания под парусами опрокидываться нам не приходилось, но все же такие случаи не исключены. В свежий ветер нужно убирать бизань, а при более сильном ветре и стаксель. В очень сильный ветер можно идти только под бизанью, причем бизань-мачту следует устанавливать на место грот-мачты, соответственно переместив швертовое устройство вдоль кокпита.
Практика показывает, что в сильный ветер площадь парусности ограничивается не остойчивостью, а прочностью набора байдарки. Создаются большие нагрузки (особенно на втором шпангоуте, где установлена грот-мачта), которые сильно расшатывают узлы крепления и вызывают деформации элементов набора.
Для улучшения поворотливости байдарки под парусами нам пришлось увеличить площадь пера руля, а для устранения люфтов вытягивающийся растительный штуртрос заменить стальным с регулируемым натяжением.
Байдарка неплохо ходит в лавировку под углом 40—35° к ветру, имея небольшой дрейф. Повороты оверштаг при хорошей центоовке выполняются довольно легко.
Для дальних походов более удобен второй вариант парусного вооружения, который был испробован нами в походе по маршруту Минск—Киев в августе 1964 года.
За 14 дней мы втроем прошли на веслах и под парусом около 850 км. Вниз по Свислочи шли на веслах: небольшая ширина и извилистость этой реки не давали возможности идти под парусом. Встречались завалы, крутые повороты с быстрым течением, мели и перекаты. Шесть раз нам пришлось преодолевать плотины, перенося байдарку по берегу на 200—300 м. На Березине и Днепре удавалось проходить под парусом По 15—20 км в день, но встречные ветры, преобладавшие во время этого плавания, очень часто не позволяли использовать парус.
Всем, кто собирается путешествовать по рекам, мы рекомендуем выбрать один из маршрутов по Днепру и его живописным притокам.