Основные данные мотолодки «ПК-5»
Длина наибольшая, м | 4,20 |
Ширина, м: | |
наибольшая | 1,45 |
по скуле на транце | 0,98 |
Высота борта на миделе, м | 0,55 |
Осадка, м | 0,20 |
Вес корпуса, кг | 80 |
Пассажировместимость | 4 чел. |
Поперечный набор корпуса состоит из шести шпангоутов, устанавливаемых на 1, 2, 4, 6 и 8-м теоретических шпангоутах, и транца. Шпангоуты служат опорами для стрингеров. Весь набор можно Изготовить из сосны. Днище обшивается авиационной фанерой толщиной 4—5 мм, борта — не более 3 мм, а палуба — 4 мм.
Все соединения выполнены на эпоксидном клее или клее ВИАМ-БЗ с гвоздевой запрессовкой. В случае применения других клеев (неводостойких) лучше собирать набор на заклепках, а обшивку крепить на заклепках или шурупах.
Данные о крепеже (клей ВИАМ-БЗ)
Шпангоуты к килю — ШО 4,5Х50; форштевень и старнкница к килю — ГМ 6X105; скуловые и привальные брусья к форштевню — ШО 3x30, шпангоутам — ШО 4,5Х40, к килю и транцу — ГМ 6X145; стрингеры днищевые к шпангоутам — ШО 4X40.
Обшивка: к стрингерам — ГМ 2,5x30, t=100; к скуловому стрингеру — ШО 4X22, t=50; к поперечному набору и форштевню — ШО 4X22, t=80.
Палуба к бимсам — ГО 1,6X30.
Остальные соединения — см. чертеж. Обозначения: ШО, ГО — шуруп, гвоздь оцинкованный; ГМ — гвоздь медный; ШД — шуруп латунный.
Можно применять любые способы соединения (врезки) деталей набора в зависимости от опыта строителя, наличия инструмента и т. п. Так, например, флор- и топтимберсы можно собирать внахлестку, а кницы булей после сборки удалить из них.
Обшивать корпус следует начинать с бортов. Сначала укладывают верхнюю кормовую (выше буля) и носовую часть бортовой обшивки, затем нижнюю кормовую. На обшивку по вырезам в кницах булей укладывают по два бортовых стрингера, а на их верхние, предварительно простроганные кромки на клей гвоздями крепят обшивку булей (из 3-миллиметровой фанеры) и только после этого ставят декоративный отбойный брус (лучше всего изготовить его из красного дерева).
Сняв корпус со стапеля, обшивают днище. Сначала листы фанеры ставят предварительно, «наживляя» несколькими гвоздями, и размечают, затем обрезают с минимальными припусками (не более 10—15 мм) и соединяют один с другим по длине, склеивая стык на ус. Фанеру крепят в первую очередь к стрингерам, а затем к шпангоутам и в последнюю очередь — к килю и скуловым брусьям.
В носу фанера ложится плохо, поэтому ее предварительно необходимо намочить или распарить; прижав фанеру к набору гвоздями, дают ей подсохнуть и уже после этого крепят окончательно. На форштевне могут получиться рваные или неровные кромки фанеры, неплотное прилегание; следует прострогать кромки рубанком до штевня, после чего на гвоздях, шурупах и клее установить накладки из твердых пород дерева. Накладки застрагивают потом по образующим носовой части.
Комингс (обделку) кокпита перед установкой лучше распарить и выгнуть.
Корпус полезно оклеить одним слоем стеклоткани (марки СЭ) и окрасить.
При выборе цвета следует учитывать, что на юге лучше смотрятся (на воде) бледно-голубые, белые, зеленоватые тона, а в холодных водах — ярко-красные, коричневые.
Можно рекомендовать такие схемы покраски:
I. Корпус внутри — коричневый, светло-коричневый, темно-желтый; комингс — вишневый; палуба — бледно-зеленая, бледно-голубая; борта — белые;
II. Корпус внутри — темный лак; комингсы и буртики — белые, палуба— ярко-красная; борт — белый, с тонкой красной ватерлинией.
Оборудование (сиденья, гребки, дистанционное управление мотором) можно изготовить по чертежам, опубликованным в прошлых выпусках сборника «Катера и яхты», например по чертежам, приведенным в восьмом выпуске для мотолодки «Альта».