Иметь быстроходную лодку, которая легко справлялась бы с амурской волной, — мечта всех любителей рыбной ловли и туризма у нас в Комсомольске. Построив и испытав несколько лодок разных типов, я решил попробовать применить обводы типа «морские сани». На эту мысль натолкнула меня высокая оценка мореходности «морских саней» в книге Питера Дю Кейна «Быстроходные катера» (Судпромгиз, 1960 г.), откуда я и заимствовал схему обводов.
Моя первая лодка длиной 4,3 м с такими обводами оказалась неудачной. Из-за большого веса корпуса (из досок толщиной 10 мм) и недостаточной мощности двигателя (от автомашины «Москвич-401») лодка не выходила на режим глиссирования; только после некоторых переделок удалось получить скорость около 30 км/час. Зато мореходные качества оказались довольно высокими. При ходе любым курсом к волне брызгообразования не было. Лодка хорошо преодолевала любую волну, хотя центровка была неправильной и приходилось переносить управление в корму.
К постройке нового корпуса, рассчитанного на установку одного-двух подвесных моторов «Москва», я приступил летом 1965 г. Вес его удалось выдержать в пределах 80—100 кг. Длина лодки 4 м; ширина по днищу (постоянная) 1,2 м, максимальная по палубе 1,4 м; высота борта 0,5 м (на транце 0,38 м). Шпация 600 мм, кроме носовой части, где она уменьшена до 500 мм. Обшивка саней выполнена из 5-миллиметровой авиафанеры, а шпангоуты — из кедровых реек 50X18 мм. Наклонная водонепроницаемая переборка на шп.6, выгораживающая кормовой отсек, служит одновременно спинкой заднего сиденья. Все шпангоуты собирались на фанерных кницах на клею и проклепывались алюминиевыми заклепками диаметром 5 мм. Носовой отсек сделан с расчетом на хранение в нем мотора
Скулы после постановки обшивки были обиты металлическим уголком. В средней части обшивка днища соединена в ДП металлической полосой изнутри лодки. Сборка велась без стапеля, прямо на полу. Обшивка лодки склеивалась заранее на ус в заготовки нужной длины. Все соединения выполнены на клею ВИАМ Б-3 и шурупах.
На палубе установлен фанерный брызгоотбойный щиток высотой в средней части 100 мм, который затем переходит в комингсы кокпита. Транец набран из досок толщиной 30 мм и с внутренней стороны закрыт листом фанеры. Пайолы собраны из реек 20X20, а сиденья — из ясеневых реек.
Конструкция лодки настолько проста, что постройка ее, включая окраску и просушку, заняла всего двадцать дней отпуска. Подводную часть лодки я покрыл лаком на основе смолы ВИАМ Б.
Эксплуатация лодки в течение первых же трех месяцев подтвердила хорошие Алореходные и скоростные качества «морских саней». Правда, точно скорость замерить не удалось, но при равных условиях под одним мотором «Москва» мои «сани» легко уходили от «Казанки», а под двумя моторами «Москва» скорость значительно увеличивалась. Теперь наши поездки не отменялись даже в сильный ветер. Волну более метра «сани» преодолевают легко, правда, при курсе против волны идти лучше малым ходом. А под углом к волне можно идти самым полным, хотя иногда угол носовой части лодки срезает гребень и брызги попадают в кокпит.
При постройке я опасался того, что при повороте на скорости возможно опрокидывание на внешнюю сторону из-за большого бокового сопротивления корпусов. Однако оказалось, что лодка на повороте кренится внутрь циркуляции (и под одним и под двумя моторами). Отлично выходит поворот на «пятке». А вот на малой скорости в грузу поворот проходит с креном на внешнюю сторону.
Как и все глиссирующие суда, «сани» чувствительны к нагрузке. Если с двумя человеками на борту под одним мотором «Москва» скорость лодки составляет примерно 30 км/час (при ходе вверх по Амуру), то с тремя пассажирами скорость резко падает и, пожалуй, не превышает 20 км/час.
Плавание на «санях» производит несколько иное впечатление, чем на обычной глиссирующей лодке. Нет привычных усов от форштевня, нет обычной волны от корпуса, «сани» как будто парят над самой водой, оставляя за кормой узкий «петух».
При волне около полуметра появляется вибрация корпуса, которая особенно ощущается в носовой части лодки (поэтому сиденья пришлось сделать мягкими). На более крупной волне корпус лодки временами выпрыгивает из воды, но жестких ударов и при этом не ощущается. Не бьет «сани» и тогда, когда приходится преодолевать прибойную волну; на берегу мы разворачивали лодку и сталкивали носом в волну, причем брызги не попадали в кокпит совершенно.
Удобна оказалась лодка для транспортировки и хранения на берегу, так как специальные кильблоки не требуются.