Жесткость корпуса надувной лодки зависит от диаметра камер и давления воздуха в них. Нормальное давление при применении прорезиненных материалов на основе льняной или хлопчатобумажной ткани составляет 0,14—0,16 ати. В случае изготовления корпуса из более прочной капроновой основы давление может быть повышено до 0,20—0,23 ати, что значительно увеличит жесткость лодки, ее способность воспринимать упор и реактивный момент подвесного мотора.
Обычно жесткости одного резинового корпуса недостаточно для поддержания мотора -весом 30—60 кг, развивающего к тому же упор около 100 кг. Поэтому в конструкцию включаются такие жесткие элементы, как весла, пэйолы, кили. Наиболее распространенная конструктивная схема надувной мотолодки приведена на рис. 1. Существенным элементом этой конструкции являются пайолы из фанерных щитов, укладываемые на днище лодки до наполнения ее воздухом. Щиты имеют Окантовку из брусков и соединяются друг с другом и с килем, расположенным между днищем и пайолами, на защелках. Получаемая жесткая площадка не дает прогиба при действующих на нее нагрузках (например, вес людей) и через две винтовые тяги (талрепы), соединяющие транец с пайолами, принимает на себя упор и момент от подвесного мотора. Киль хорошо натягивает днище и придает ему V-образную форму, улучшающую маневренность и ходкость лодки на волнении. При наполнении лодки воздухом кромки пайолов плотно зажимаются между днищем и камерами.
Выступающие в корму за транец конусные части камер также частично воспринимают момент от подвесного мотора. Деревянный транец крепится к камерам с помощью литых резиновых шайб, распределяющих нагрузку по площади.
Мотолодку полезно снабдить носовым козырьком из легкой прорезиненной ткани, который защищает кокпит от забрызгивания. Козырек приклеивается к бортовым камерам, а покатая форма создается за счет упругого пластмассового прутка. При желании к козырьку можно прикрепить съемное ветровое стекло. Полный вес подобной лодки 30—45 кг.
Другая конструкция более тяжелой надувной лодки приведена на рис. 2. Средняя часть лодки представляет собой водонепроницаемую коробку, обычно из стеклопластика. Борта коробки имеют цилиндрическую поверхность точно по диаметру надувных камер плавучести, которые крепятся к ней ремнями. Днищу такой лодки могут быть приданы любые обводы, оптимальные с точки зрения ходкости; оно меньше истирается при вытаскивании на берег. Лодка удобна для перевозки на крыше автомобиля.
Информация об изображении
Рис. 5. Приспособление для установки подвесного мотора на надувной весельной лодке
Недавно в Англии испытан еще один вариант спасательной лодки подобной конструкции (рис. 3). Фанерное килеватое днище приклеили прямо к камерам лодок. Обводы днища с продольными реданами специально приспособлены для плавания по бурному морю. Благодаря такой конструкции лодка получила новые качества: на 0,5 м3 добавился запас плавучести (жесткое днище выполнено водонепроницаемым), на 20 км/час возросла скорость, получена удобная площадка для команды, днище перестало нуждаться в постоянном ремонте. Пайолы расположены выше ватерлинии, что дало возможность установить самоотливные шпигаты.
Рис. 5. Приспособление для установки подвесного мотора на надувной весельной лодке
Наиболее просто построить своими силами надувную лодку-катамаран. Две надувные камеры с одинаковыми конусами на концах могут быть соединены пластмассовым мостиком (как на рис. 2) или прорезиненным днищем с вкладными пайолами и транцем (рис. 4). В последнем случае должна быть предусмотрена жесткая распорка между корпусами и в носу.
В заключение приводим эскиз кронштейна для установки легкого подвесного мотора (типа «Салют», «Кама») на весельных надувных лодках. Фундамент под мотор крепится к корпусу на ремнях, приклеенных к камерам.