Корпус лодки имеет очень простую и технологичную конструкцию, вполне пригодную для любительской постройки. Благодаря совершенно плоскому днищу в кормовой части и небольшому весу лодка легко выходит на режим глиссирования. Носовая часть лодки выполнена по типу ставшей уже популярной «Стрекозы», что упростило конструкцию и улучшило остойчивость лодки при крене и всхожесть на встречную волну.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 3,05 |
Ширина, м | 1,00 |
Высота борта, м | 0,35 |
Вес корпуса, кг | 46 |
Шпангоуты представляют собой сосновые бруски 20X40 мм. Соединение днищевых и бортовых ветвей шпангоутов усилено с обеих сторон кницами из 4-миллиметровой фанеры. Такие же кницы поставлены и по концам бимсов на шп. 2 и 1. Транец изготовлен из фанеры толщиной 10 мм и усилен обвязкой по периметру и стойками в средней части (в месте установки мотора); весь этот набор транца — сосновые бруски 20X40 мм. Носовой транец (форшпигель) представляет собой брусок 40X40 мм.
Днищевые, бортовые и скуловой стрингеры, карленгсы и привальный брус имеют сечение 20X20 мм, а киль — 20X40 мм.
Сборка набора производится вверх килем на стапеле, изготовленном из двух ровных, хорошо отфугованных по ребру сосновых досок длиной около 3,2 м. Доски ставятся на ребро на ровную поверхность на расстоянии около 500 мм одна от другой и скрепляются поперечными планками. Шпангоуты укрепляются на стапеле при помощи шергень-планок 20X40, прикрепленных к верхним концам топтимберсов. Шпация по всей длине одинакова и составляет 500 мм.
Детали набора собираются на казеиновом клее В-105 и шурупах 35X4. Под шурупы предварительно сверлят отверстия диаметром 2,5—2,8 мм, а головки шурупов утапливают на 3—4 мм для того, чтобы они не мешали при последующей малковке набора.
Обшивка лодки выполнена из 4-миллиметровой фанеры. К набору обшивка крепится на казеиновом клее и гвоздях 35 мм. Раскрой обшивки желательно произвести так, чтобы пазы и стыки располагались на наборе, благодаря чему отпадает необходимость в накладках для соединения листов и улучшается внешний вид лодки. Стыки листов обшивки бортов и днища желательно разнести по длине лодки.
Для повышения прочности и гидроизоляции корпус был оклеен одним слоем стеклоткани. В качестве связующего использован поступающий в продажу польский лак для паркета «Химолак» с отвердителем «Химохард». Этот лак дает очень прочную глянцевую водостойкую пленку и вполне может быть применен любителями при постройке малых судов. Внутренняя часть лодки также покрывается «Химолаком». После затвердевания лака (примерно через 20—30 часов) корпус ошкуривается и окрашивается нитроэмалью («Хемол», НЦ-11, НЦ-25 и т. п.).
Оборудование лодки состоит из банок-сидений, причем сиденье водителя выполнено съемным для использования на берегу во время стоянки.
Серийный подвесной мотор «Стрела» обеспечивает описанной лодке выход на глиссирование. К сожалению, «Стрела» имеет далеко не лестную репутацию: она слишком тяжела, маломощна, плохо заводится, обладает повышенным шумом и вибрацией. И все же не стоит считать «Стрелу» безнадежно устаревшим мотором. Некоторые несложные переделки позволяют улучшить ее параметры и эксплуатационные свойства.
Гребной винт «Стрелы» имеет недостаточный для скоростной лодки шаг. Его можно заменить винтом с большим шагом, например винтом от мотора «Москва», диаметр которого уменьшается до 17В мм (края лопастей надо аккуратно опилить и заострить). Винт и всю подводную часть мотора лучше отполировать. Для установки винта используется резино-металлическая втулка от мотора «Москва» с расточенным до 16 мм отверстием. Приводим эскиз переделок в моторе «Стрела», необходимых для оборудования его дистанционным управлением. Для крепления троса управления дроссельной заслонкой на панель магнето устанавливается дюралюминиевый угольник. Упор для оболочки троса крепится на кронштейне крепления бензобака. Возвратная пружина присоединяется к винту, крепящему угольник, и к шпильке крепления карбюратора. Трос можно использовать от мотороллера «Вятка».
Привод управления дроссельной заслонкой с возвратной пружиной не является наилучшим с точки зрения надежности работы, однако он очень прост по устройству и требует минимальных усилий.
Для управления поворотом мотора из середины его деревянной переносной ручки вырезается участок 12 мм и на это место устанавливается румпель. Под гайки шпилек, крепящих скобу рукоятки, устанавливается у пор, препятствующий опусканию румпеля под действием штуртроса. При задевании мотора за подводное препятствие румпель может проворачиваться вверх вокруг центрального болта рукоятки и не препятствует отбрасыванию мотора. Упор изготовлен из отрезка дюралюминиевого уголка 30X40 мм.
Штатный румпель мотора и боковые щитки можно для облегчения мотора снять. Штурвал выпиливается из фанеры толщиной 10 мм. Диаметр барабана штуртроса — 70 мм. Для поворота мотора на борт нужен примерно один оборот штурвала.
В качестве штуртроса лучше всего применить гибкий стальной оцинкованный трос диаметром 2,5—3,5 мм.
На малых оборотах магнето «Стрелы» дает очень слабую искру. Это является одной из причин плохого запуска двигателя. Для облегчения запуска полезно уменьшить зазор в свече до 0,5 мм, хотя это дает лишь временный эффект, так как высоковольтная цепь «Стрелы» не имеет ограничительного сопротивления, и электроды свечи при возрастании напряжения магнето на больших оборотах двигателя обгорают довольно быстро. Для устранения этого недостатка следует заменить наконечник высоковольтного провода «Стрелы» (имеющий, кстати, весьма неудачную конструкцию) стандартным наконечником автомобильного типа с сопротивлением (например, от велодвигателей «Д-4», «Д-5»).
С одним водителем на борту лодка под форсированным мотором «Стрела» развивает скорость около 30 км/час. Наличие на борту, кроме водителя, одного пассажира приводит к снижению скорости до 20—22 км/час, так как добиться глиссирования изменением центровки лодки не удается. Для этого случая винт диаметром 178 мм при шаге 242 мм оказывается тяжелым, и двигатель не развивает номинальных оборотов. Дальнейшее уменьшение диаметра винта для его облегчения нежелательно, поскольку это может привести к ухудшению охлаждения мотора, особенно на средних и малых оборотах.
После более точного подбора винта удалось добиться глиссирования с водителем и пассажиром при скорости 27—29 км/час (в зависимости от веса пассажира и его расположения в лодке).
Лучшие результаты могут быть получены с мотором «Ветерок». При установке «Ветерка» рекомендуется ширину лодки увеличить до 1,20 м.