6 этой статье мы приведем лишь некоторые конструктивные данные о нашем варианте крыльев и краткое описание технологии изготовления основных деталей. Установка крыльев на яодку, их регулировка и испытания хорошо изложены в третьем выпуске сборника, к которому мы и отсылаем читателей. Заметим лишь, что регулировкой крыльев как таковой нам заниматься вообще не пришлось, так как после спуска нашей лодки на воду она при первой же пробе (с двумя пассажирами на борту) вышла на крыльевой режим.
Конструкция носового крыпа. Крыло изготовлено из заготовки (дуралюмин Д16АТ) размером 8X120X1600. Предварительная обработка заготовки до сечения, показанного штриховкой на рис. 1, а, производилась на фрезерном станке. Затем верхняя поверхность крыла доводилась на том же станке при помощи специальной фрезы до получения симметричного сегментного профиля. 1 Отдельные неровности устранялись напильником (чтобы напильник не «забивался» стружкой и не оставлял после себя рисок, его необходимо периодически чистить и смачивать в скипидаре). Доводку поверхности крыла до зеркального блеска мы производили вначале на грубом, а затем на мягком войлочном круге с применением полировочной пасты.
После этого приступили к гибке крыла. При этом необходимо проявить максимум внимания и осторожности, так как при нарушении соответствующего температурного режима дуралюмин может разрушиться.
Опытным путем мы уточнили и опробовали следующую технологию гнутья. Использовались две электроплитки мощностью 600 вт. На одной из них нагревалось место изгиба крыла, покрытого сверху слоем асбеста, а на другой — две массивные стальные пластины по 15X100X150. Эти пластины потребовались для того, чтобы во время установки крыла в тиски оно не соприкасалось с холодным металлом и быстро не остывало. На нагрев крыла до температуры 320—350° требуется 45—50 мин.
Рекомендуем вначале «потренироваться» на кусках однородного металла, а затем уже приступать к гибке обработанного крыла. Гибка крыла производилась в станочных тисках с размерами губок 50X200 (рис. 2) в специальном гибочном приспособлении (матрица, задающая угол киле-ватости и пуансон).
Стойки носового крыла составные. Нижняя часть стойки 8 изготовлена из листовой стали. Заготовку необходимо тщательно отрихтовать, зачистить шкуркой или на шлифовальном круге до удаления раковин. К ней приваривается автогеном изогнутая по профилю крыла стальная пластина 9, которая служит для крепления стойки к крылу. Швы необходимо опилить и зачистить; место притыкания стойки к пластине должно иметь плавный переход по радиусу. Для обеспечения точности оборки и предотвращения деформаций во время приварки стойки к пластине 9, был изготовлен кондуктор (рис. 3). В верхней части дет. 8 надо сделать полукруглую выемку 6 для сочленения стойки с цапфой 4 нижней опоры 5. После чистовой обработки дет. 8 хромируется.
Верхняя часть стойки 3 выполнена из дуралюмина. Нижние и верхние опоры стойки также дуралюминовые (обработаны на фрезерном станке).
Цапфа 4 стальная. Во внешнем торце сделано углубление 10 для фиксации стойки при крыльевом режиме. При опускании крыла стойка 8 входит выемкой в выточенную на цапфе канавку 11. Чтобы стойка не выходила из этого положения, на нее поставлена пружина 7 с выступом 13, который при фиксации крыльев входит в углубление 10 на цапфе 4. Четырехгранник 12 на цапфе служит для ввинчивания ее в нижнюю опору 5.
Монтаж носового крыла (рис. 4} следует начинать со сборки стоек. Когда все детали стоек будут подогнаны, необходимо отделить верхнюю часть стойки и приступить к креплению нижней части стойки к крылу. Пластина 9 — фланец стойки — крепится к крылу стальными заклепками d=4 мм с потайной головкой. Отверстия в крыле следует сверлить со стороны его плоской стороны перпендикулярно ей. Раззенковку отверстий в крыле и дет. 9 надо производить точно по головке заклепки. Соприкасающиеся поверхности промазывают грунтом, чтобы не повредить поверхность крыла; клепка ведется со стороны планки. Головки заклепок и места клепки грунтуют, зачищают и покрывают нитролаком.
Конструкция кормового крыла
Профиль, материал и технология изготовления кормового крыла, аналогичны указанным для носового.
Стойки 1 крыла (рис. 5) сплошные. В нижней подводной части толщина стойки уменьшается до 5 мм, а в местах притыкания к крылу оставлено утолщение 9 мм на высоту 10 мм.
Крыло крепится винтами М5 непосредственно в торец утолщенного конца стойки. Опыт длительной эксплуатации крыльев показал, что такая конструкция достаточно прочна и надежна.
Нижние концы стоек необходимо тщательно подогнать по крылу, учтя его угол килеватости. Крыло должно плотно прилегать к торцу стойки по всей поверхности соединения. Перед монтажом этого узла соприкасающиеся поверхности крыла и стойки надо смазать нитрошпаклевкой АШ-30. При затягивании винтов часть шпаклевки выдавится наружу; ее следует убрать, а поверхность протереть тряпочкой, смоченной в ацетоне.
Транцевая доска 2 (из сосны или лиственницы) пропитывается горячей олифой и покрывается водостойкой краской. Ее крепят к стойкам при помощи переходных стальных угольников 3 винтами М8. С внешней стороны к стойкам крепятся по два кронштейна (бронза или латунь), при помощи которых все кормовое крыло навешивается на направляющие трубы 8. Все кормовое устройство перемещается в вертикальном направлении по этим направляющим и фиксируется в рабочем и поднятом положениях.
Фиксатор 6 представляет собой ду-ралюминовую втулку, внутри которой находятся пружина и шток 11. Шток через совмещенные отверстия в стойке, подшипнике и трубе под действием пружины надежно фиксирует крыльевое устройство в нужном положении. Штоки фиксаторов соединены стальным тросиком.
Направляющие 8 изготавливаются из цельнотянутой трубы диаметром ¾ дюйма. Нужный отрезок трубы протачивается до диаметра 26 мм и шлифуется. С обеих сторон в него запрессовываются и крепятся винтами или заклепками стальные заглушки. В верхней заглушке 10 по центру сверлится отверстие, в котором нарезается резьба. Нижняя заглушка 9 заканчивается ушком с отверстием ∅ 8 мм. После окончательной сборки направляющие трубы хромируются.
Установку направляющих лучше производить в такой последовательности. Имеющиеся в корме лодки угольники для крепления еланей удаляются. Из дуралюмина толщиной 5 мм надо вырезать две усиливающие накладные пластины длиной по 170 мм (ширина по месту). В нижней части транца сверлятся два отверстия d = 10 мм под стойки 12. Ставятся на транце изнутри корпуса обе пластины и в них по месту делается разметка отверстий (от удаленных заклепок и под стойки 12). На пластинах размечается новое расположение угольников для крепления елани. После этого можно закрепить винтами эти угольники, установить и затянуть винтами усиливающие пластины, установить на место и закрепить гайками изнутри корпуса стойки 12. Для герметичности надо винты поставить на краску, а под стойки уложить резиновые уплотнительные шайбы.
Нижние концы направляющих 8 соединяются со стойками 12 пальцами d = 8 мм. Такое сочленение позволяет в больших пределах изменять угол атаки кормового крыла. Фиксация положения направляющих труб для выбранного угла атаки осуществляется болтами, вворачиваемыми в верхние заглушки 10 через продольные пазы 13 в накладках 14. При креплении накладок 14 к корме лодки необходимо добиться, чтобы осевые линии труб были строго параллельными.
Это условие обязательно и при сборке стоек кормового крыла: осевые линии кронштейнов должны быть параллельными и находиться в одной плоскости. Регулировка параллельности осуществляется поперечными тягами 5.
Накладки 14 изготовлены из стального уголка 35X35 мм. К одной полке приваривается стальная пластина, по осевой линии которой профрезерован паз. Вдоль паза сделана насечка (через 2 мм) для отсчета делений выбранного угла атаки кормового крыла. На другой полке сделаны два отверстия для крепления накладки к корме лодки.
Для подъема или опускания крыльевого устройства необходимо стать лицом к мотору, правой рукой взяться за верхнюю поперечную тягу 5 и слегка приподнять крыльевое устройство, а затем левой рукой потянуть за тросик до выхода штоков обоих фиксаторов из зацепления. Убедиться в срабатывании фиксаторов можно по характерному щелчку или по тому, как утопились оба штока.
Чтобы снять кормовой крыльевой узел (рис. 6) с лодки, необходимо вытащить пальцы из стоек 12 и вывернуть два болта из верхних заглушек направляющих труб.
При монтаже готовых крыльев на лодку следует руководствоваться статьей Василькявичуса и Криницкаса «Откидные крылья для «Казанки» («Катера и яхты» № 3). Нами сохранены все размеры, приведенные на рис. 2 в этой статье, за исключением того, что:
- разнос стоек кормового крыла не 540, а 575 мм;
- высота нижней плоскости кормового крыла от основной не 160, а 150 мм;
- размах переднего крыла не 1500, а 1600.
Мореходные качества лодок хорошие; жесткость конструкции вполне удовлетворительная. При одинаковой нагрузке наша «Казанка» на крыльях обгоняет «Казанку» с двумя моторами.