Эта лодка должна заменить широко распространенную, но уже устаревшую «Казанку». Напомним, что были разработаны и некоторые другие лодки из того же материала, но они оказались слишком сложными по конструкции и в массовое производство, не пошли. Надо еще учесть, что конструкция «Казанки», как и ряда новых лодок, была создана для освоения большими предприятиями, имеющими богатый опыт работы с дуралюмином, мощное прессовое хозяйство и комплекты штампов, а главное способными производить термообработку изгибаемых деталей. Таких возможностей зачастую не имеют даже судостроительные заводы, не то что отдельные коллективы любителей.
При разработке рабочих чертежей лодки «МКМ» (металлический катер модернизированный) мы рассчитывали на широкие круги любителей, а не только на промышленность. Чтобы лодку можно было строить в «домашних условиях», в ее конструкции нет деталей сложной формы, при гибке которых требуется термообработка.
Основные данные лодки «МКМ»
Длина наибольшая, мм | 4060 |
Ширина, мм | 1492 |
Высота борта на транце, мм | 440 |
Габаритная высота без ветрового стекла, мм | 660 |
Вес лодки с оборудованием, но без мотора, кг | до 132 |
Полное водоизмещение при 5 чел. на борту, кг | 590 |
Скорость (расчетная) под мотором «Москва» с одним человеком, км/час | 31 |
Разработкой каких-то особых новых форм обводов мы специально не занимались, а в основу выбора размерений были положены следующие соображения. Мы опросили многих владельцев мотолодок и пришли к заключению, что подавляющее большинство выходов связано с рыбалкой и охотой и на борту находится при этом не больше трех-четырех человек. При наиболее популярных моторах «Москва» и «Ветерок» и нагрузке четыре человека скорости различных лодок почти одинаковы (14—16 км/час), так что решающее значение приобретают соображения не столько ходкости, сколько безопасности и удобства плавания. В частности, существенную роль играет возможность ночлега на лодке.
За последнее время в печати публиковались описания самых разных лодок, но все они были из фанеры или досок, так что подобрать подходящую дюралевую лодку мы не смогли. За основу взяли фанерный катер «МК-29», описание которого было приведено в первом выпуске сборника, поэтому теоретический чертеж и таблица ординат здесь не приводятся.
Обводы корпуса остроскулые глиссирующие, с довольно высоко поднятой скулой для уменьшения ударов на волне. Ветви флоров шп. 1 и 2 имеют выпуклость для лучшего прилегания обшивки.
Для установки мотора в транце сделан вырез до высоты 380 мм. Кормовой отсек от непроницаемой переборки на шп. 6 до транца используется для хранения подвесного мотора и его принадлежностей. На стоянке этот отсек закрывается сдвигающимися от бортов к ДП крышками (на палубе и на транце).
В кормовой части кокпита, в котором расположены три поперечные банки, находится герметичный отсек плавучести объемом 90 л. В нос от непроницаемой переборки на шп. 1 расположен носовой герметичный отсек объемом 168 л. Этого достаточно для обеспечения непотопляемости затопленной лодки с мотором и держащимися за нее плавающими пассажирами.
Отсек между переборками на шп. 1 и 2 предназначен для хранения личных вещей пассажиров.
Ветровое стекло сделано легкосъемным, чтобы можно было его убирать не только при подготовке к зиме, но и для прохождения под низкими мостами и всевозможными препятствиями. Для снятия стекла нужно отдать 20 винтов.
Тентовое устройство не проектировалось, так как каждый может сделать его по своему усмотрению и вкусу из подсобных материалов. В то же время заводы могут выпускать тентовые устройства для торговой сети отдельно. Дистанционное управление не предусматривалось, поскольку промышленность в ближайшее время будет их выпускать вместе с моторами.
Лодка приспособлена для хода на веслах; подуключины расположены между шп. 2 и 3.
Корпус лодки выполнен из дуралюмина Д16АТ. Днище и палуба имеют толщину 1,5 мм, борта 1 мм. Для уменьшения сопротивления применены заклепки с бочкообразной головкой.
О результатах испытаний лодки «МКМ» рассказывается в этой статье.