Естественно, что наш катамаран можно рекомендовать для туристских плаваний по таким рекам и озерам, где ветер может служить основной движущей силой. Однако у «экипажа судна» всегда остается в резерве возможность быстро превратить его в две обычные гребные байдарки, или навесить легкий подвесной мотор. Кроме того, можно идти на нем и на веслах!
Катамаран, который мы собрали из двух трехместных байдарок типа «Ладога», был испытан в 1965 и 1966 гг. в походах по Оке и Селигеру и показал себя остойчивым, хорошо управляемым и быстроходным судном. Конструкция его полностью разборная; все элементы можно свободно перевозить на любом виде городского транспорта.
Основные данные катамарана
Длина, м | 5,40 |
Ширина габаритная, м | 2,84 |
Расстояние между ДП байдарок, м | 1,90 |
Осадка без шверта, м | 0,10 |
Осадка со швертом, м | 0,75 |
Площадь парусности, м2 | 12,4 |
Общий вес катамарана порожнем, кг | около 120 |
Грузоподъемность, кг | около 700 |
Основным элементом, соединяющим байдарки, является жесткий мостик, который состоит из двух поперечных балок и двух палубных щитов. Поперечные балки мостика выполнены в виде простейших треугольных ферм, все элементы которых сделаны из легкого дюралевого швеллера. Нижние точки обеих ферм соединены двумя продольными балками, которые не только обеспечивают продольную жесткость мостика, но и служат нижними направляющими шверта, вставляемого сверху в щель между рамами палубных щитов.
На обеих байдарках верхние концы третьего и четвертого шпангоутов, на которые опираются поперечные балки мостика, соединены бимсами. В центре этих бимсов и по концам полок поперечных балок просверлены отверстия для монтажных болтов М8. Шарнирное соединение мостика со шпангоутами предохраняет набор байдарок от поломок и деформаций, которые неизбежны, если балки будут опираться только на фальшборты.
Палубные щиты собираются на дюралевых рамах размером 1200X860. Рамы не только крепят болтами к поперечным балкам, но и опирают (через резиновые прокладки) на оба фальшборта каждой байдарки и при-шнуроеывают к ним тесьмой или тонкой веревкой.
Общий вес мостика без шверта 13,6 кг. Вес этот может быть уменьшен, если применить тросовые оттяжки вместо жестких подкосов. Можно уменьшить и сечения элементов, так как мы просто использовали тот материал, который оказался под рукой, и примененные нами профили вряд ли оптимальны с точки зрения веса конструкции.
Носы байдарок связаны поперечиной, которая соединена с носовыми металлическими оковками двумя болтами; к этой балке крепится стаксель-штаг. Позади мостика, соединяя пятые шпангоуты корпусов, проходит кормовая поперечная балка, к которой крепится гика-шкот.
Рули остались без изменений; только вместо веревочных штуртросов, допускающих люфт, к поперечине руля привязан жесткий рычаг — румпель.
Парусное вооружение катамарана — гафельный шлюп. Мачта шарнирно закреплена одним поперечным болтом в степсе на носовой поперечной балке мостика и поддерживается двумя парами вант, укрепленных на концах обеих балок мостика, и штагом. Мачта деревянная круглого сечения (∅ 60 мм) состыкована из двух частей длиной по 2200 мм при помощи металлической трубки-муфты. Шарнир гика сделан на высоте 600 мм, а гафеля — на 3300 мм от палубы. Грот по передней шкаторине пришну-ровывается к мачте. При убранном парусе гафель и гик поворачиваются и плотно притягиваются к мачте. Стаксель поднимается по штагу на петлях.
Наверное, яхтсменам такое воору-ние покажется примитивным, но именно благодаря простоте оно доступно любому туристу. В то же время наш катамаран вполне прилично ходит на всех курсах, особенно в галфвинд, и хорошо слушается руля. Среди множества парусный «самоделок», встреченных нами за время походов, он был, пожалуй, самым быстроходным судном. В свежий ветер скорость катамарана без груза, но с экипажем 3 человека по нашим замерам составляла что-то около 11 узлов. Даже когда на борту было пять человек с полным грузом и резиновой лодкой, мы легко уходили на 3—4 км за час от своих спутников — двухместной байдарки «Салют» с парусом 5,0 м2 и балансиром; больше того — мы на равных вели гонку со швертботом «М».
Надо сказать, что для тихой погоды парусность 12,4 м2 оказалась недостаточйой. Увеличить ее на 4—5 м2 можно без всякого ущерба для байдарок, так как усилия в вантах воспринимаются мостиком, имеющим большой запас прочности. Но нужно одновременно увеличить и площадь шверта. На случай полного штиля неплохо иметь небольшой моторчик! У нас мотора не было, но никто об этом особенно не жалел, потому что даже на веслах катамаран шел не хуже байдарки. Грести удобно одной лопастью, сидя на спинке кокпита или на поперечных балках. Можно грести и стоя.
Катамаран очень остойчив; на рыбалке мы часто стояли в одной байдарке вчетвером и даже при этом крен был минимальным. Вообще, ловить рыбу и купаться с него очень удобно.
Во время плавания по Селигеру мы несколько раз попадали в свежий ветер, но все обошлось благополучно. Все крепления и узлы держались надежно. Особенно нас порадовал шверт, за который мы вначале опасались, так как считали его толщину недостаточной. Вот только паруса к концу похода сильно вытянулись.
Почти на каждой стоянке приходилось давать «интервью» любопытствующим. Многим туристам наш катамаран очень понравился, почему, собственно, мы и решились написать в «Катера и яхты». Спрашивают, сколько времени мы затратили на создание своего судна. Тут многое зависит от материала. Например, изготовление дюралевого мостика из обрезков оконных переплетов заняло вечеров десять. Аналогичный деревянный мостик для такого же катамарана постройки 1965 года мы сделали за три дня. Дня три «модернизировались» байдарки. Паруса шили пять-шесть дней. На всю подготовку ушло около месяца. Сборка катамарана на берегу занимает 4 часа.
Размещение грузов такое же, как и на обычных байдарках, но надо учитывать дифферент на нос при ходе под парусами (при попутном ветре) и не перегружать носовую часть. Для безопасности в нос и корму каждой байдарки мы положили по три надутые камеры. Из спасательных средств у нас был надувной матрац и маленькая резиновая лодка.
Добавим еще, что катамаран легко управляется одним рулем (иногда в слабый ветер помогали и вторым).
В заключение несколько слов об опыте плавания. Отправляться в поход лучше всего с экипажем не более пяти и не менее трех человек. При большей нагрузке (6—7 человек с грузом), во-первых, очень тесно, а во-вторых, байдарки сидят глубоко и при боковой волне в кокпит забрызгивается много воды. Для транспортировки разобранного катамарана по суше мы пользовались тележкой, которую наскоро собрали из задних колес от детского велосипеда и двух частей мачты.