Известно, что из яхты класса «R-5,5» можно сделать отличный небольшой крейсер, но эта работа требует от исполнителя высокой квалификации, так как при устройстве рубки приходится вырезать палубу, переделывать палубный набор и т. п. После перестройки на палубе не остается места для тузика, крайне необходимого в крейсерском плавании. Можно выйти из положения, изготовив тузик, который одновременно служил бы съемной рубкой. При этом некоторое ограничение комфорта вполне окупается другими достоинствами конструкции.
Основные размерения такого тузика, очевидно, должны выбираться с учетом его размещения на палубе над передней частью кокпита. Для удобства работы со стаксель-шкотами целесообразно, чтобы транец тузика находился на расстоянии не менее 300 мм от бимса, на котором находится рельс ползуна гика-шкота, поэтому длину тузика приняли равной 1900 мм.
Лебедки стаксель-шкотов, необходимые, по-видимому, лишь на гонках, оказались под тузиком, ширина которого была принята равной 1280 мм. Для упрощения постройки были увеличены размеры транца и форшпигеля и выбран вариант корпуса с цилиндрической формой днища и бортов.
Тузик собирается на каркасе из мидель-шпангоута, верхние концы которого соединяются временным бимсом, транца, форшпигеля и двух временных шаблонов. Затем монтируют привальные брусья, скуловые стрингеры и киль, причем привальные брусья и стрингеры набирают из тонких реек, наклеенных последовательно одна на другую и простроганных со стороны, прилегающей к обшивке. Обшивка соединяется с набором шурупами и авиационным клеем.
Последний этап работы — оклейка тканью стыков обшивки и установка наружных днищевых стрингеров из реек высотой 60 см. Стрингеры обеспечивают необходимую жесткость обшивки днища, уменьшают рыскливость тузика и, кроме того, служат в качестве поручней при передвижении команды по борту яхты, когда тузик находится на палубе.
Испытания тузика показали, что, несмотря на почти квадратную форму, он легко удерживается на курсе. Большая ширина форшпигеля почти не влияет на ходовые качества и вместе с тем существенно увеличивает плавучесть носовой части. С одним человеком на борту тузик имеет небольшой дифферент на нос. Поскольку в этом случае весь транец выходит из воды, можно также ходить и кормой вперед.
Для испытания остойчивости тузика человек весом 75 кг становился у самого борта на миделе: при этом тузик получал крен не более 20°. Вес тузика 31 кг.
Чтобы съемная рубка была водонепроницаемой, борт тузика должен плотно прилегать к палубе яхты. Для этого верхняя кромка его привальных брусьев прострагивается с учетом кривизны палубы яхты и к ним приклеивается планширь из микропористой резины толщиной 10—20 мм.
Для крепления носовой части тузика на обух для нижнего блока оттяжки гика перпендикулярно ДП яхты накладывают деревянную рейку, длина которой равна расстоянию между привальными брусьями тузика в этом месте. Затем в этот обух и обушок на внутренней поверхности киля тузика заводят талреп, с помощью которого носовая часть тузика надежно прижимается к палубе яхты.
Кормовую часть тузика крепят двумя L-образными съемными кронштейнами, которые верхним концом надеваются на два болта в транце тузика. В горизонтальной части кронштейнов имеются отверстия с резьбой и длинные болты с барашками, которые при затягивании упираются в карленгсы. Чтобы предотвратить попадание воды с днища тузика в кокпит, на расстоянии 100 мм от транца тузика вертикально устанавливают съемный козырек из бакелизированной фанеры.
Вся конструкция была испытана в небольшом крейсерском плавании в район Приморска и показала себя с наилучшей стороны, даже в 8-балльный SW, в который мы попали в самом начале плавания. Во время дождя или при небольшой волне, когда тузик по каким-либо причинам находится на воде, неплохо иметь водонепроницаемый парусиновый чехол для защиты передней части кокпита. Чехол натягивают на четыре съемных бимса из гнутых латунных трубок, а сзади крепят к вертикальному листу из текстолита высотой 200 мм, который притягивается к палубе с помощью кронштейнов. Передняя и боковые кромки чехла прижимаются к комингсу кокпитй стальным тросиком, который обтягивается маленьким талрепом.
Из других вспомогательных устройств, которые могут оказаться полезными в крейсерском плавании, следует отметить стаксельнирал, который крепится к фаловому углу стакселя и через блок у галса идет в кокпит. Такая снасть при сильной волне позволяет убирать стаксель из кокпита. На курсе фордевинд в этот блок можно завести завал-тали.
Не менее полезным может оказаться совершенно забытый на малых яхтах топенант гика. Такой топенант можно провести через блок, закрепленный на грота-фале.
Сняв все описанные выше конструкции, яхту из крейсерской можно опять превратить в обычную пятерку.