Развернувшаяся на страницах сборника «Катера и яхты» широкая дискуссия о том, какая лодка наиболее полно удовлетворит запросы потребителей, и опыт любителей-водномоторников позволяют составить требования к такому судну.
Отправным пунктом является мощность подвесного мотора «Вихрь», равная 20 л. с. Под этот мотор может быть спроектирована лодка водоизмещающего либо глиссирующего типа. Водоизмещающее судно сможет брать на борт 6—8 чел., на нем можно будет поставить закрытую рубку, создать дополнительные удобства и т. д., но вес такой лодки окажется большим, а скорость не превысит 18 км/час; она, к тому же, будет дороже. Следовательно, лучше проектировать легкую лодку глиссирующего типа с остроскулыми обводами и максимальной нагрузкой 400 кг (5 чел.).
Максимальный вес такой лодки должен быть не свыше 700 кг; удельная нагрузка при этом будет 35 кг/л. с., что позволит получить скорость на переходном режиме порядка 25 км/час. Уменьшение нагрузки судна соответственно будет способствовать повышению скорости хода. Такое судно должно иметь минимальный вес и небольшие размеры, что, в свою очередь, уменьшит потребность в производственных площадях и стоимость.
Ю. В. Емельянов в своей статье «Какая же лодка нужна путешественнику?» (в третьем выпуске сборника) перечисляет 12 основных типов малых туристско-прогулочных судов, предназначенных полностью удовлетворить потребности населения. Вот эти типы:
- 1) разборная байдарка;
- 2) мотолодка, которую можно перевозить автомашиной;
- 3) судно для прогулочно-экскурсионного дневного использования на 4—6 чел.;
- 4) то же на В—12 чел.;
- 5) судно для спортивной рыбной ловли;
- 6) судно для охотников;
- 7) судно для дальних спортивных плаваний с командой 2—3 чел.;
- 8) то же, но рассчитанное на команду 5—6 чел.;
- 9) «наименьший катер» (наиболее экономичный) для длительных, чисто туристских и краеведческих путешествий группы до 4 чел.;
- 10) то же, но для группы 8 чел.;
- 11) особо высокопроходимые мелкосидящие суда (с воздушным винтом или на воздушной подушке) для путешествий по малым рекам, заброшенным каналам и т. д.;
- 12) высокомореходное моторно-парусное судно для дальних морских спортивных плаваний с командой до 6—8 чел.
От себя добавим, что здесь забыта надувная лодка на одного человека для рыболовов и охотников.
Рассматривая этот перечень, можно заметить, что ряд типов в какой-то мере можно объединить одним универсальным. Так, на наш взгляд, требованиям, предъявляемым к судам типов 2, 3, 5, 6, 7, 9 и отчасти 11, сможет удовлетворять одно судно с соответствующей компоновкой и оборудованием. Для выявления конструктивных особенностей такого универсального судна попытаемся сформулировать требования, предъявляемые к каждому из семи «заменяемых» им типов судов.
2-й тип. Мотолодку можно перевозить на крыше легкового автомобиля, в кузове грузовика и на трейлере. Наиболее удобен последний вариант, но для этого необходим трейлер. Проще установить лодку на колеса (например, от мотороллера «Вятка»), прикрепить к носу небольшое водило, цеплять им за буксировочный крюк автомашины и буксировать лодку (для этого она должна быть достаточно прочной). Съемные колеса нужны при вытаскивании лодки на берег. Они позволят перетащить легкое судно в другой водоем, обойти порог и т. п.
3-й тип. Для этой цели пригодна любая устойчивая лодка, оборудованная мягкими сиденьями, козырьком, складывающимся тентом. Желательно дистанционное управление.
5-й тип. Спортивная рыбная ловля включает ловлю спиннингом, вертикальное блеснение, ужение в проводку, донками, установку небольшого подпуска и т. д. Необходимы весла и отдельный отсек для рыболова, так как черви и опарыши для наживки расползаются по всей лодке и загрязняют ее. Желательны два достаточно удаленных одно от другого места для двух спиннингистов.
Рыболовные лодки любительской постройки обычно имеют «гусли» — герметичный отсек, сообщающийся с забортной водой, для хранения пойманной рыбы. Делать такой отсек в глиссирующей лодке нельзя, поэтому пойманную рыбу придется хранить в сетчатом садке, привязанном к борту. При этом необходимо иметь в виду, что ловить более 5 кг рыбы на одного рыболова в день не полагается.
6-й тип. Лодка, удовлетворяющая всем вышеперечисленным требованиям, вполне будет пригодна и для охотников.
7 и 9-й типы. Судно должно быть оборудовано спальными местами (не менее чем на 3 чел.), крышей, камбузом. Для устройства постели могут быть использованы мягкие сиденья, раскладываемые вдоль кокпита. Крышей служит складывающийся тент. Устройство отдельного камбуза на таком маленьком судне невозможно, но раскладывающаяся подставка в удобном месте для бензиновой или газовой плитки вполне позволит сварить обед как на ходу (при отсутствии волнения), так и на стоянке в ненастную погоду.
11-й тип. Небольшой вес, малая осадка, откидывающийся подвесной мотор, весла, съемные колеса позволят лодке пройти по любому водоему, правда, с небольшой скоростью.
Итак, по нашему мнению, чтобы быть универсальным, легкое прогулочно-туристское глиссирующее судно под мотор «Вихрь» должно быть оборудовано: удобными сидячими местамй для пяти человек; мягкими спальными местами для трех человек; прозрачным козырьком; складывающимся тентом; дистанционным управлением мотором; съемными колесами на пневматиках с водилом; отдельным отсеком для рыболова с веслами; раскладывающимся столиком с возможностью приготовления на нем обеда на газовой плитке.
Добавим, что тяжелый подвесной мотор «Вихрь» (48 кг) должен храниться уложенным в лодке с запирающимся люком. Весла в походном положении не должны путаться под ногами, но должны быть легко доступными при любой загрузке лодки.
Тент должен легко складываться, занимать мало места, обеспечивать доступ к мотору и откидывание боковин с натянутым верхом. Колеса должны устанавливаться из лодки на плаву; крепление их должно быть предельно простым. Слани перед сиденьями должны быть сплошными. Дистанционное управление должно позволять управлять лодкой и мотором как с переднего, так и с заднего сиденья. Желательна одна ручка, объединяющая управление газом и реверсом. Передний отсек рыболова должен быть герметичным.
Люк отсека должен иметь надежный запор и также быть герметичным. Открытие, закрытие и герметизация люка должны производиться одним простым движением. Прозрачный козырек должен быть сверху окантован металлической накладкой для предупреждения повреждений оргстекла причальными тросами барж и пароходов.
Речной Регистр предъявляет свои требования; судно должно обладать плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, прочностью, ходкостью, управляемостью и устойчивостью на курсе. Эти требования обеспечиваются выбором рациональных обводов, соответствующими размерениями и компоновкой судна, устройством герметических отсеков и ящиков, обеспечивающих плавучесть даже в перевернутом положении.
Не каждому нужна именно универсальная лодка, да и не всегда она будет по средствам; поэтому козырек, тент, дистанционное управление, мягкие подушки сидений, походный столик и колеса с водилом должны быть легкосъемными и продаваться как в комплекте, так и порознь.
Следует заметить, что единственная лодка, находящаяся в массовом производстве, — «Казанка» — не удовлетворяет основным перечисленным требованиям. Она узка, низка, плохо оборудована, не имеет герметичной переборки за транцем (вопреки требованиям Речного Регистра). Плавание на ней с мотором «Вихрь», как показал опыт, небезопасно; на полном ходу «Казанка» переворачивается даже на небольшой косой волне. Поэтому служить исходным прототипом для универсальной лодки под мотор «Вихрь» она никак не может.
Исходя из поставленных требований автором была спроектирована универсальная лодка «Прогресс». Первые 10 таких лодок в момент написания статьи находились в постройке. После испытания (летом 1966 г.) и утверждения образцов лодка будет запущена в массовое производство.
Основные элементы лодки «Прогресс»
Расчетная длина, м | 4,2 |
Наибольшая длина, м | 4,65 |
Расчетная ширина, м | 1,5 |
Наибольшая ширина, м | 1,7 |
Ширина транца по скуле, м#1,4 | |
Высота борта, м: | |
в носу | 0,75 |
на транце | 0,55 |
на миделе | 0,69 |
Высота транца под мотор, м | 0,38 |
Угол наклона транца | 4°35' |
Вес пустого окрашенного корпуса со еланями и сиденьями — 158 кг; весел — 3; козырька — 6; тента — 5; мягких подушек — 8; дистанционного управления — 2,5; походного столика — 1 (итого — 183,5 кг). Центр тяжести располагается от нижнего обреза транца в нос на 1,88 м. Вес водила — 2 кг; вес колес с кронштейнами — 20,5 кг. Вес полностью загруженной лодки не должен превышать 700 кг; при этом осадка составит 0,2 м.
Обводы корпуса — V-образные, остроскулые. Отношения: L/B = 2,8 и L/H = 6,1. Днище слегка вогнуто внутрь; борта имеют широкий развал в носу для уменьшения брызг. Транец не имеет традиционного, но уже выходящего из употребления завала внутрь. Для увеличения мореходности линия скулы на боку значительно поднята к носу с отгибом вниз, а в плане имеет максимальную ширину на шп. 4, т. е. на 60% длины лодки. Степень сужения скулы к корме 5%. Килеватость транца 4°; килеватость у миделя 12°. Средний угол атаки днища — 4°.
Технологические требования учтены при разработке теоретического чертежа. Обшивка бортов стыкуется по сечению За. Носовая, более короткая часть обшивки борта, имеет двойную погибь, поэтому ее придется штамповать; кормовая часть выполнена по конусной развертке из точки О и выкраивается из плоского листа. Обшивка днища стыкуется на шп. 2. Носовая часть днища с двойной погибью разделена по килю на две штампованные половинки, а кормовая— выкраивается из целого листа с перегибом по середине, поэтому линия киля от шп. 2 до транца сделана прямой.
Корпус лодки изготовлен из дюраля (дуралюмина) марок Д16Т и Д16М с последующей закалкой. Детали корпуса и обшивка соединяются заклепками из Д18 диаметром 3,5 и 4 мм с плоско-выпуклыми головками.
Для обеспечения непотопляемости внутри корпуса установлены три герметичные переборки, делящие лодку на четыре отсека: от носа до шп. 1 — целиком герметичный (объем 270 л); от шп. 1 до шп. 2 — целиком герметичный при закрытом люке (объем 640 л); от шп. 2 до шп. 6 — кокпит; от шп. 6 до транца — моторное отделение. Кроме того, под передним и под задним сиденьями закреплены к стрингерам два герметичных бачка объемом по 54 л.
В носовой части палубы имеются два герметично задраивающихся люка: круглый, ведущий в первый отсек, и квадратный (500X500), открывающий доступ во второй отсек, в котором дно закрыто деревянными еланями, а по бокам приклепаны полки для хранения нетяжелых вещей (постель, рыболовные принадлежности и т. д.). На откинутом вперед квадратном люке человек может сидеть и грести распашными веслами. Люк закрывается внутренним замком.
Спереди кокпит защищен прозрачным козырьком из оргстекла, окантованным дюралевым прессованным профилем специального сечения. Верхний обрез козырька находится чуть ниже глаз нормально сидящего человека, чтобы водитель смотрел вперед выше стекла, которое теряет прозрачность из-за брызг. Козырек оборудован ходовыми огнями и центральным плафоном. Питание огней от мотора, аккумулятора или батареек — по усмотрению владельца лодки. На носу и по бортам спереди и сзади приклепаны пять отлитых из алюминиевого сплава рым-уток для швартовки и вытаскивания лодки. Боковые передние утки имеют отверстия для уключин, носовая — для флагштока.
Кокпит размером 1300X2150 спереди ограничен наклонной приборной доской и окантован по периметру бульбовым уголком, к которому с каждого борта приклепано по литому кронштейну с отверстиями для уключин и болтов крепления дуг тента. К приборной доске крепится рулевая колонка и табличка, на которой написаны дата выпуска, номер и рекомендуемая загрузка лодки, а также памятка «Звуковые сигналы паротеплоходов на внутренних водных путях РСФСР».
Внутри кокпита размещаются два сиденья из сосновых реек 40X15. Переднее сиденье, приклепанное к лодке, имеет две спинки, между которыми образуется проход шириной 230 мм. Спинки могут быть вынуты и установлены спереди наклонно; в этом положении они служат подголовниками постели. Заднее сиденье и спинка прикреплены к корпусу поводками, при помощи которых они раскладываются и служат продолжением постели (либо задняя спинка может образовать более высокое сиденье для водителя, управляющего непосредственно мотором).
На деревянные сиденья и спинки могут быть установлены легкосъемные поролоновые подушки, обтянутые текстовикитом. В сидячем положении на сиденьях размещается б чел., лежа — трое. Перед сиденьями дно лодки закрыто сплошными дюралевыми еланями (сварены точечной электросваркой из гладких листов и подкрепляющих ребер-гофров).
На всю длину кокпита под планширем по обоим бортам расположены две полки для хранения мелких вещей (в средней части кокпита полки закрыты сдвижными крышками).
Два дюралевых непотопляемых весла хранятся между пРавым бортом и сиденьями, для чего последние сдвинуты влево на 20 мм. Слева, между сиденьями, у правого борта походном положении вертикально располагается дюрале-Выи столик 600X350 мм. Столик может быть установлен за левой спинкой на уровне сиденья (для приготовления пищи газовой плитке) либо справа между сиденьями на высоте планширя. Столик окантован бульбовым уголком, имеющим крючки с морской шпилькой для навешивания на борт, и снизу снабжен трубчатыми подпорками, для которых в гладком листе еланей предусмотрены отверстия.
Сверху кокпит закрывается тентом из авиазента. Тент удерживается в раскрытом положении двумя дюралевыми трубчатыми дугами и закрепляется застежками на козырьке и по бортам. Тент складывается назад; при этом боковины откидываются наверх, полотнище сворачивается валиком и закрепляется ремнями на кормовой палубе. Для подхода к мотору в задней части тента сделан вырез, закрываемый скатывающимся клапаном.
Лодка имеет дистанционное управление мотором, состоящее из штурвала с двумя тросами, проходящими по бортам под планширем, и управления газом-реверсом (одной ручкой, закрепленной на полке слева перед передним сиденьем); тросы от ручки натянуты под полкой до боуде-нодержателей на шп. 6 и от них до мотора заключены в боуденовские оболочки. Управление спроектировано под мотор «Вихрь», который в настоящее время соответственно дорабатывается (моторы первых серий под дистанционное управление не оборудованы).
Кормовой отсек имеет сверху две сдвижные крышки, закрываемые навесными замками, а внизу — решетчатые деревянные елани. Отсек предназначен для хранения мотора, канистр с бензином, инструмента и т. д. В нижней части транца и шп. 6 установлены клапаны для выпуска воды из лодки на ходу и на берегу. Клапаны открываются при помощи проволочной тяги, закрепленной позади шп. 6.
Для буксировки автомобилем и вытаскивания на берег к лодке могут быть прикреплены два колеса от мотороллера «Вятка» и водило. Кронштейны колес и водило сварены из стальных труб и крепятся к бортам при помощи морских шпилек и болтов, которые ввинчиваются в глухие гнезда, вклепанные в корпус. Колеса можно навешивать и снимать из лодки на плаву.
Толщины обшивки: носовая часть днища — 2 мм, кормовая—1,8 мм; обшивка борта в носовой части — 1,5 мм, в кормовой — 1 мм; палуба — 1 мм; Планширь — 1,5 мм; транец — 2 мм.
Поперечный набор состоит из четырех водонепроницаемых переборок толщиной 1 мм, транца, а также трех шпангоутов толщиной 2 мм. Переборки и шпангоуты штампованные из листа. Продольный набор внутри корпуса состоит из скуловых и привальных угольников и шести стрингеров, приклепанных на днище от шп. 2 до транца. Снаружи по всей длине лодки приклепан килевой прессованный профиль специального сечения, а участок днища от носа до шп. 2 усилен четырьмя наружными стрингерами. По краям носовая часть палубы усилена накладками 2X60. К транцу приклепана сосновая доска для крепления мотора и центральная кница, соединяющая доску с днищем.
Конструкция корпуса предусматривает расчленение его на шесть сборочных узлов.