Лодку, как и телегу по известной русской пословице, нужно готовить зимой. К сожалению, большинство любителей водных прогулок вспоминает об этом уже летом, когда времени на работу почти не остается, а ведь изготовление даже небольшой туристской лодки очень трудоемкое дело, требующее специальных навыков и значительных затрат времени — не менее одного-двух месяцев. В этом отношении большое преимущество имеет разработанная нами упрощенная конструкция малого туристского секционного катамарана, постройка которого занимает не более недели и доступна любому человеку, умеющему, например, сколотить фанерный ящик для посылки.
Катамаран рассчитан на четырех человек (параллельно приведем размеры и для двухместного катамарана). Он состоит из двух открытых корпусов-поплавков, составляемых каждый из трех секций; носовой 3, средней 2 и кормовой 1, соединенных между собой болтами (М-18 для четырехместного и М10 — для двухместного) с гайками-барашками. На соединяемых переборках под болт и гайку сделаны металлические накладки 13 толщиной 5 мм (150X150). Поплавки соединены поперечинами 4 из углового железа или дуралюмина с помощью тех же самых болтов 5. Сечение этих уголков можно принять 45X45 для большого катамарана и 30X30 для двухместного; уголки могут быть заменены трубами.
Сверху поплавков и между поперечинами натягивается парусина или сетка 6, образующая в средней части катамарана четыре спальных места. Для двухместного катамарана вместо парусины на поперечины укладывается продольная доска — место для сидения двух гребцов. Во время хода участки сетки над поплавками снимаются; при этом остаются четыре места (между поплавками, над водой) для сидения. Для защиты От непогоды предусмотрен (только для четырехместного катамарана) тент-палатка 7, натягиваемый на каркас 8, состоящий из нескольких дюралевых трубок, соединяемых при помощи резьбовых муфточек 9.
Двигаться катамаран может под подвесным мотором 10, навешиваемым на кормовую поперечину, а также на веслах или под парусами.
При складывании отдаются болты, кормовая секция вкладывается в носовую, после чего носовая вкладывается в среднюю секцию 2 (средняя секция делается несколько выше концевых). Таким же образом складывается и второй поплавок; затем один поплавок ставится на другой, а в оставшееся свободным пространство помещаются поперечины, парусина и трубки; после этого поплавки соединяются с помощью багажных ремней или иным способом в одно компактное место.
Материал для изготовления средних секций поплавков — фанера толщиной 5 мм, а концевых секций — листовой дуралюмин толщиной 1 мм, кровельное железо или стеклопластик. Можнои концевые секции склепать из двух частей: цилиндрической, примыкающей к среднему отсеку, из фанеры, и заостренной — из дюраля или листового железа. Для сохранения водонепроницаемости все места сопряжений промазываются обычной густой шпаклевкой.
Корпуса-поплавки беспалубные (открытые) и безнаборные; поперечную жесткость каждого корпуса обеспечивают 4 одинаковые поперечные переборки 11 по концам секций, выпиленные из доски толщиной 15—25 мм или толстой фанеры. Поскольку обводы носа и кормы одинаковы, для изготовления (выколотки, формования) четырех концевых секций можно использовать один и тот же болван (кондуктор, пуансон).
На большей части длины форма поперечного сечения корпуса не изменяется (цилиндрическая вставка), поэтому фанера изгибается только в одной плоскости непосредственно по переборкам и крепится к ним гвоздями или шурупами в торец переборки. По краям фанерные борта окантовываются привальными брусьями 12 сечением 20X30. Такая простая конструкция упрощает постройку и позволяет сделать катамаран очень легким. Все деревянные детали и фанеру следует перед окраской пропитать горячей олифой, наполовину смешанной с керосином.
Показанный на фотографии двухместный катамаран описанного типа был изготовлен автором за 5—6 вечеров; на материалы было потрачено около 6 руб. (стоимость одного листа фанеры, двух листов дюраля, олифы и краски). Вес катамарана 18 кг; габариты в сложенном виде позволяют перевозить его в багажнике «Москвича». Скорость при ходе на веслах — до 6 км/час.
На этом двухместном катамаране в 1963 и 1964 гг. мы неоднократно совершали прогулки по Неве и прибрежной части Финского залива (при волнении до 3 баллов), а в 1965 г. — и более далекие путешествия. В августе за два дня я проплыл около 200 км по реке Кубани (от Армавира до Гирея), преодолевая многочисленные перекаты, мели и водовороты; скорость течения местами доходила до 15 км/час. И в таких тяжелых условиях плавания наш катамаран показал хорошую остойчивость и управляемость (с помощью двухлопастного весла). Прочность его также была проверена при ударах о камни и коряги, во множестве встречавшиеся на пути. В Гирее мы за — десять минут сложили катамаран, превратив его в чемодан, после чего перевезли его железной дорогой в Адлер.
Здесь наше суденышко вновь проявило высокие «мореходные» качества при плаваниях не только по горной речке Мзымте, более быстрой и мелкой, чем Кубань, но и вдоль черноморских пляжей.