Проект яхты разработан с учетом возможности постройки ее не только на специальном судостроительном предприятии, но и силами любителей; поэтому основное внимание было обращено на простоту и надежность конструкции корпуса и вооружения, обеспечение технологичности всех узлов и деталей и возможно более низкой стоимости постройки. В то же время яхта имеет хорошие мореходные качества и условия обитаемости, достаточные для плавания экипажа из трех-четырех человек.
Корпус яхты может быть собран на небольшой производственной площади в относительно малый срок из заранее заготовленных деталей; не исключается возможность изготовления верфями комплектов заготовок и полуфабрикатов, отправляемых заказчикам в виде посылок.
Основные элементы яхты «Парус-2»
Длина наибольшая, м | 6,70 |
Длина по КВЛ, м | 5,40 |
Ширина наибольшая, м | 2,20 |
Ширина по КВЛ, м | 1,86 |
Осадка, м | 1,00 |
Водоизмещение при осадке 1 м, т | 1,44 |
Площадь основной парусности, м2 | 17,52 |
Применение в качестве основного материала бакелизированной фанеры обусловило принятие обводов типа шарпи, но ветвям шпангоутов в оконечностях судна приданы плавные скругления, приближающие обводы к формам кругло-шпангоутного судна. Принятая форма корпуса упрощает установку днищевой и бортовой обшивки, которая легко разворачивается на плоскость.
Плавниковый киль обеспечивает необходимое боковое сопротивление корпуса и достаточную устойчивость на курсе. Площадь бокового сопротивления составляет около 20% площади основной парусности. Перо руля, отнесенное в корму от плавникового киля, обеспечивает яхте хорошую поворотливость.
Фальшкиль представляет собой сварную коробку из листовой стали толщиной 4—5 мм, заполненную металлоломом и залитую цементом. Общий вес фальшкиля 500 кг, что составляет около 35% водоизмещения. При постройке яхты, своими силами может быть применена упрощенная конструкция фальшкиля — из пакета стальных пластин, железобетона и т. д. Можно также применить бульбкиль от яхты «звездного» класса.
Отношение площади парусов к водоизмещению S/D = 12,0 м2/т. Безразмерный коэффициент 3(√S : √D) составляет 3,62. Изменение осадки на 1 см вызывается изменением нагрузки на 0,068 т.
Конструкция корпуса яхты ясна из приводимых чертежей. Хотя размеры яхты и не позволяют обеспечить большой комфорт, но при рациональном использовании внутреннего пространства удается разместить четыре спальных места 1850X550 мм (два в носовой части под баком, а два — по обеим сторонам кокпита).
С левого борта в средней части каюты имеется небольшой шкаф для одежды, верхняя часть которого при необходимости может служить полкой или столиком. Симметрично ему с правого борта расположен стол-буфет, имеющий выгородку для хранения посуды, выдвижной ящик, откидную доску и шкафчик внизу. Откидная доска увеличивает полезную площадь стола и делает возможным удобное размещение за столом всех членов экипажа. Стол может быть использован также для ведения навигационной прокладки.
По левому борту рядом со шкафом устроена ниша для помещения нагревательного прибора, на котором приготовляется пища. Ниша обита оцинкованным железом на асбестовой подкладке. В нерабочем положении ниша закрывается крышкой и может служить дополнительным столиком. В качестве нагревательного прибора наилучшим образом может быть использован газовый примус в соответствующем карда-новом подвесе. Может быть также использован обычный керосиновый примус или портативная газовая плитка.
Для хранения различных вещей и предметов снабжения предусмотрены рундуки под спальными местами, а также место в форпике. Хранение парусов предусмотрено под кокпитом, имеющим длину 1250, ширину 520 и глубину 500 мм. Высота в рубке от пайола до бимсов 1500 мм. Входной люк сдвижной.
Деревянное перо руля укреплено на стальном баллере, проходящем через гельмпортовую трубу в корпусе. Для крепления подвесного мотора на транце устанавливается металлический сварной кронштейн. Кронштейн надевается на четыре штыря, проходящих сквозь транец и подушку. На яхте может быть использован любой из отечественных подвесных моторов. Расчетная скорость хода с подвесным мотором «Москва» составляет 15 км/час. В нерабочем положении мотор и кронштейн к нему хранятся в специальном отсеке, отделенном от остальных помещений яхты водонепроницаемой переборкой.
Яхта оборудуется леерным устройством, представляющим собой носовой релинг с закрепленным к нему леером на четырех леерных стойках с каждого борта. Высота стоек 500 мм.
По своему вооружению яхта представляет собой бермудский шлюп (грот — 12,92 м2; стаксель — 4,6 м2; генуэзский стаксель — 13,10 м2). При несении генуэзского стакселя, поднимаемого на топштаге, штаг может быть для удобства отдан и взят к мачте. Не исключается и одновременное несение обоих передних парусов. Мачта и гик квадратного сечения со скругленными углами.
Крепление шкаторин грота осуществляется с помощью ликпаза. Мачта установлена в пасынках и легко заваливается в корму при проходе под мостами.
Стоячий такелаж состоит из двух штагов, ахтерштага и двух пар вант. Такая проводка такелажа позволяет обходиться без бакштагов и обеспечивает надежную работу рангоута во всех условиях.
Вооружение яхты рассчитано на то, чтобы судном мог .управлять один человек. Особое удобство представляет рейковый стаксель, позволяющий осуществлять повороты без работы на шкотах.
Для облегчения работы рулевого при длительном ходе одним галсом яхту можно оборудовать ветровым крылом с автоматическим приводом на руль. Схема работы и принципиальное устройство такого привода показаны на чертежах.
Шкотовые лебедки, установленные на специальных площадках на комингсах кокпита, помогают добирать шкоты в свежий ветер. Для удобства закладывания шкотов рядом с лебедкой на этой же площадке установлены утки. Для швартовки и буксировки яхты служат битенг, установленный в носовой части, и две швартовные утки на корме.