Думаю, что моя мотолодка лучше других подходит для условий плавания по водохранилищу. Она имеет хороший ход при нагрузке в 3 и даже 4 человека со всем рыбацким или охотничьим скарбом и легко обгоняет широко известную «Казанку» (при той же нагрузке); лодка отличается высокими мореходными качествами, весьма остойчива и хорошо ведет себя на волне. Она очень удобна для рыбаков и охотников, легко скользит в камышах и траве. Вес лодки сравнительно небольшой — около 90—100 кг при обшивке из фанеры 5 мм.
Моей лодке достается много. Спускаю ее на воду в апреле, когда по Волге еще идет лед, а заливы нашего моря закрыты льдом; иногда ей приходится «пробиваться», как ледоколу. Сезон закрываю поздно — в начале ноября. За последние годы в наших краях пбстроено очень много мотолодок этой конструкции.
Основные данные мотолодки «Кострома»
Длина наибольшая, м | 4 |
Ширина наибольшая, м | 1,35 |
Высота борта, м | 0,5 |
Конструкция мотолодки очень проста. Продольный набор образуют киль с форштевнем, днищевые, бортовые и скуловые стрингеры, привальные брусья и карленгсы. На чертежах показан усовершенствованный вариант: на моей лодке было поставлено большее количество стрингеров значительно меньшего сечения. Семь шпангоутов и наклонный транец являются элементами поперечного набора. Постройка судов, подобных описываемой мотолодке, многократно описана в литературе.
Подготовку к постройке мотолодки надо начинать с подбора основных материалов, перечень которых указан в табл. 1. Пиломатериал надо брать, по возможности, хорошего качества, без косослоя, гнили, червоточин, засмолков и т. п. Для обшивки, изготовления книц и фальшборта нужна водостойкая фанера марок БС-1, БП-1 или ФСФ (в крайнем случае можно применить фанеру средней водостойкости марок ФК или ФБА). Склеивание лучше всего производить водостойкими клеями — ВИАМ Б-3, КБ-3, ЦНИИПС-1, ЦНИИПС-2 (на худой конец, годится казеиновый клей с портланд-цементом).
Таблица 1
По размерам с плаза (табл. 2) изготовляют все детали шпангоутов — флортимберсы, топтимберсы, бимсы, по лу бимсы — и собирают их в шпан-гоутные рамки. Шпангоуты 2,5 и 8 (транец) изготовляют толщиной 30 мм, остальные — толщиной 20 мм. Если соединение листов обшивки производится «на ус», шпангоуты 2 и 5 могут быть тоже сделаны толщиной 20 мм. Все кницы шпангоутов необходимо вырезать из фанеры толщиной 5 мм и поставить их с обеих сторон каждого узла соединения, заполняя пространство между ними сухарями той же толщины, что и шпангоут. На построенной мной мотолодке кницы выполнены из дюраля, но рекомендуемые фанерные, приклеенные к шпангоутам, лучше.
Таблица 2
Шпангоутные рамки собираются на клею с запрессовкой шурупами. Форштевень и брештуки изготовляют из березы (можно и из сосны, но тогда рекомендуется, чтобы не было скола, оклеить пласти с обеих сторон фанерой). Детали продольного набора изготовляют по размерам, указанным в табл. 1.
Сборка набора выполняется обычным способом килем вверх или килем вниз. Шпангоуты, как видно из конструктивного чертежа, устанавливаются на теоретические линии кормовыми кромками. Установку деталей продольного набора следует выполнять аккуратно, чтобы избежать искривления корпуса. После установки всего продольного набора, брештуков и кормовой кницы — кнопа можно начинать малковку кромок.
Ставить обшивку рекомендуется на клею или густотертой краске, начиная с бортов в носовой части. Затем обшивают днище, начиная с кормы от киля. Стыкование листов обшивки днища и бортов необходимо производить в разных шпациях. Наилучшим является соединение «на ус» при длине уса, равной 15÷18 толщинам фанеры; в этом случае можно заранее заготовить полотнища для обшивки каждого борта целиком и всего днища. Но можно соединять листы обшивки и встык; тогда толщина шпангоута, на котором производится соединение, должна быть 30 мм или между шпангоутами придется поставить подкладные планки 30X40. Обшивку крепят к набору латунными или стальными оцинкованными шурупами.
После обшивки днища устанавливают палубу, фальшборт и отделочные штапики. Полезно установить на палубе «стабилизаторы» по размерам, указанным на теоретическом чертеже. Конечно, от брызг они не спасут, но от боковой волны укроют. Приступая к отделке, помните, что качество ее определяет не только внешний вид мотолодки, но и срок ее службы. Необходимо тщательно пристрогать кромки обшивки, отшлифовать весь корпус, установить на кромках обшивки металлические полосы, очистить готовый корпус от сора и пыли, после чего пропитать его за два раза горячей натуральной олифой с добавкой 2—3% свинцового сурика для улучшения схватывания грунта с краской.
Слани лучше всего сделать сплошными из фанеры толщиной 5 мм; в корпусе будет чище, ничто не будет проваливаться на дно.
Моя лодка оборудована лобовым стеклом и имеет брезентовый тент. Для доставки мотолодки к воде и домой я приспособил три съемных колеса (общий вес около 4 кг); на этих колесах я вытаскиваю ее из воды и спускаю на воду, а также везу по улице со всем необходимым багажом. Это очень удобно! Колеса устанавливаются и снимаются весьма просто.