- способен ли катер «Тисса» достичь скорости 30 км/час с двигателем «Волга»?
- если способен, то какой винт надо изготовить? А может быть есть подходящие готовые винты?
- нужна ли «полочка»? Насколько я понимаю, она удлиняет корпус. Полезно ли такое удлинение, а если да, то почему корпус сделан коротким?
- какая в данном случае должна быть центровка катера, т. е. куда мне смещать грузы, чтобы добиться большой скорости (если, конечно, это играет, в данном случае, роль);
- в известной книге Романенко и Щербакова указаны веса катера; вес корпуса — 850 кг, D=1200 кг, вместимость 8 чел. Что входит в вес корпуса? Входит ли вес двигателя, топлива? Или это корпус без оборудования? Что входит в водоизмещение? Я думал, что это полный вес с полной нагрузкой, но 8 человек уже весят 600 кг!
Катер СК-4 «Тисса», описание которого было приведено в сборнике, может достичь скорости 30 км/час при установке на нем автомобильного мотора «Волга», конвертированного для работы в судовых условиях.
Следует иметь в виду, что эти катера заводом серийно, не выпускались. Был построен один опытный катер, на котором была установлена откидная колонка с тянущим винтом и рулем и двигатель с автомобиля «ГАЗ-69» мощностью: 55 л. с. при 3600 об/мин (конвертированный для работы в судовых условиях).
Обводы катера при любительской постройке должны точно соответствовать данным таблицы плазовых ординат, приведенной на в описании проекта этого катера.
Для точного определения водоизмещения и положения центра тяжести по длине катер можно взвесить. Взвешиваиие катера и определение положения его центра тяжести по длине удобнее всего производить динамометром по схеме, приведенной на рисунке.
Вес катера (его водоизмещение при том состоянии нагрузки, при котором производится взвешивание) будет равен сумме показаний динамометра за вычетом веса стропов.
Положение его центра тяжести (ЦТ) от кормовой опоры определится по формуле:
и расстояние от ЦТ до транца будет равно:
Зная водоизмещение катера и положение его центра тяжести по длине для того случая нагрузки, при котором производилось взвешивание, можно перейти к определению его полного водоизмещения и положения ЦТ при полном водоизмещении, добавляя недостающие грузы, которых не было при взвешивании.
Полное водоизмещение, определится по следующей формуле:
а положение ЦТ (расстояние от транца) по формуле:
Водоизмещение «Тиссы» порожнем (т. е. водоизмещение готового катера с двигателем, но без людей, запасов топлива, масла и снабжения) должно равняться примерно Dпор ≈ 740÷760 кг.
Положение ЦТ катера (от транца) при этом водоизмещении должно быть xg ≈ 1,8÷2,0 м.
Полное водоизмещение катера (т. е. водоизмещение с полными запасами топлива и масла, водой в системах, четырьмя человеками, включая водителя, и снабжением) должно составлять Dпол ≈ 1200 кг, а положение его ЦТ относительно транца xg ≈ 2,20÷2,30 м.
Расчетная вместимость катера СК-4 «Тисса» — 4 чел. При 8 пассажирах (включая водителя) водоизмещение катера действительно будет не 1200, а 1500 кг, и при таком водоизмещении катер не сможет достичь расчетной скорости хода.
Если обводы корпуса соответствуют таблице плазовых ординат, а водоизмещение и положение ЦТ соответствуют приведенным выше величинам, можно рекомендовать установку на катере гребного винта, изготовленного согласно приведенным чертежам.
Элементы этого винта; диаметр винта D = 330 мм; шаг винта H = 391 мм> шаговое отношение H/D = 1,18; число лопастей Z = 3; дисковое отношение A/Ad = 0,45.
Этот винт рассчитан на катер водоизмещением 1200 кг, на котором установлен конвертированный мотор «Волга» с угловым реверс-редуктором УРРП-20-1,5 (для мотора «М51УМ»).
При обеспечении вышеуказанных условий катер будет ходить со скоростью, превышающей 30 км/час. Аналогичный катер с таким же двигателем развивал скорость около 40 км/час.
Устанавливать «полочку» в данном случае не нужно и даже вредно. Ее установка увеличивает длину катера и тем самым смещает положение ЦТ в нос от транца, поскольку за положение транца нужно принимать положение свободной кромки этой наделки. Перемещение же ЦТ в нос затрудняет выход на глиссирование; при значительном смещении Ц в нос катер совсем не выйдет на режим глиссирования, следовательно, не будет иметь нужной скорости.
Практикои установлено, что оптимальное положение ЦТ глиссирующих катеров находится в пределах 37÷42% длины катера от транца.
В случае, если весовые показатели катера не соответствуют приведенным выше, необходимо изменением и перемещением грузов (пассажиров, топлива, снабжения и т. п.) привести их в соответствие с указанными выше величинами.
Если обводы корпуса катера не соответствуют приведенной таблице плазовых ординат, каждый такой случай нужно рассматривать отдельно.