Невельский край Псковской области изобилует реками, большими и малыми озерами. Население здесь издавна, кроме сельского хозяйства, занимается сплавом леса, рыболовством, охотой. Небезынтересно отметить, что и сейчас в отдельных селах края используют в качестве средства передвижения лодки-«долбенки», предпочитая их дощаникам. Так, жители деревень Бондарево и Молитвино, расположенных на берегу озера Усвятского, пользуются только долбенками, считая, что они при меньшем весе остойчивее дощаников, имеют большую скорость и грузоподъемность, хорошую маневренность и проходимость в условиях сильно зарастающих водоемов.
Вплоть до 40-х годов долбенки изготовлялись жителями д. Бондарево не только для своих нужд, но и для продажи жителям многих окрестных сел. Жители же поселка Усвяты, расположенного на противоположном берегу того же озера, признавая достоинства долбенок, плавают лишь на дощаниках, справедливо отмечая, что дощаники гораздо проще в постройке. Не вступая в этот спор, приведем некоторые любопытные сведения о долбенках и их постройке.
Долбенка при длине 5,20 м имеет вес до 60 кг. Ширина ее между бортами в средней части 1,40 м; высота надводного борта 0,40 м. Осадка при нахождении в ней одного человека всего 4—5 см; грузоподъемность до 30 пудов, т. е. до 480 кг. Гребут на ней однолопастным веслом длиной 3—3,5 м; это же весло применяется в качестве шеста при движении по мелководью. Стоя в лодке, в четверть поворота к направлению перемещения, гребец гребет поочередно с обоих бортов или только с одного борта, используя в этом случае весло и как рулевое. Возможно и применение двух распашных весел. Средняя скорость достигает 8 км/час.
Обычно долбенки изготовляют весной, в период сокодвижения в деревьях. Выбирается ствол осины с доброкачественной древесиной. Из него выпиливают бревно длиной 5,20 м и средним диаметром 0,5 м. Кору не снимают.
На бревне наносится шнуром осевая линия и производится разметка. Корма лодки должна быть несколько шире носа, поэтому в корме перпендикулярно осевой линии откладывается отрезок, равный ¼ l (где l — длина окружности), а в носовой части — ⅕ l в средней части лодки откладывается отрезок ⅛ l (только такое соотношение размеров дает возможность обеспечить у готовой лодки примерно одинаковую высоту надводного борта по всей длине).
Теперь приступают к черновому выдалбливанию. Древесина в зоне, ограниченной линиями разметки, вырубается сначала топором, а затем прямым и боковым копылами, насаженными на прямые рукоятки длиной 65 см. Боковой копыл отличается от прямого только тем, что у него обух повернут на 90° относительно вертикальной оси копыла. Правая и левая внутренние поверхности бортов обрабатываются одним и тем же боковым копылом, только при этом соответственно пересаживают рукоятку копыла. При такой черновой обработке внутренних поверхностей стараются выбрать как можно больше древесины.
Далее повсюду снимают кору и верхний слой древесины толщиной 0,5 см, заготовку лодки переворачивают дном вверх и делают кормовой и носовой подрезы. Выравнивание наружной поверхности проверяется по шнуру, натягиваемому от середины к оконечностям.
Затем при помощи коловорота и сверла диаметром 14—15 мм нормально к наружной поверхности заготовки по бортам и днищу насверливают отверстия на глубину 5 см. В проделанные таким образом углубления с внешней стороны плотно забивают колышки-сторожки (из сырой крушины или орешника) на глубину от поверхности 2 см. Крушина или орешник выбираются потому, что цвет их древесины отличается от цвета осины.
Перевернув лодку дном вниз, приступают к окончательной (чистовой) обработке внутренних поверхностей, тщательно и осторожно выбирая древесину копылом и теслом. Теперь должно быть понятно, почему отверстия (углубления) снаружи лодки сверлились на 5 см, а длина забитых сторожков была всего 2 см. При выборке древесины из внутренней части лодки сначала обнаруживаются отверстия, что служит первым предостережением мастеру (сигнал о том, что остающаяся толщина обшивки менее 5 см!).
Продолжая осторожно выбирать древесину до.самых торцов сторожков, получают везде одинаковую толщину обшивки, определяемую длиной сторожков — 2 см. Более искусные мастера изготовляют лодки с толщиной бортов 1,5 см. Опасения относительно того, что колышки-сторожки выпадут из бортов при эксплуатации лодки напрасны: при высыхании лодки они плотно обжимаются древесиной и прочно удерживаются на своих местах.
Тесло устроено так же, как и прямой копыл, с той лишь разницей, что отверстие для рукоятки в обушковой части тесла проделывается сверху; в него вставляется изогнутая под прямым углом рукоятка из специально подобранного елового корня. Рукоятка в обухе не закрепляется, чтобы можно было, поворачивая рукоятку, использовать тесло для выборки древесины во всех направлениях.
Перед разводкой борта в носовой и кормовой частях стягивают проволокой; это предохраняет от разрыва нос и корму лодки. Подбирают тонкие сухие бревнышки длиной, равной длине лодки, и раскалывают их вдоль на четверти. Из кольев, вбитых в землю и перевязанных лыком, снятым с бревна, устраивают козелки, на которые дном вверх Укладывается лодка. Затем стружку и Щепу, образовавшуюся при обработке л°дки, разгребают, в стружку укладывают приготовленные заранее расколотое бревнышки, сучья ели и бересту. Дрова поджигают и сверху плотно закрывают сырыми стружками так, чтобы пламя в течение всего времени прогрева не вырывалось наружу. Лодку помещают над костром и прогревают до тех пор, пока не прекратится выделение влаги из древесины и она не начнет слегка подсыхать. Затем лодку переворачивают дном вниз, разгребают щепу и держат лодку над огнем до тех пор, пока не прогреется дно лодки.
После этого лодку отодвигают в сторону от костра и начинают равномерно и одновременно при помощи липовых палочек разной длины разводить борта в сторону по всей длине лодки до ширины в средней части лодки 1,40—1,50 м.
Для фиксации положения бортов внутрь лодки вставляют дуги из корней ели, которые своими концами упираются в зарубки, сделанные на внутренней поверхности бортов. По прошествии некоторого времени, когда лодка окончательно высохнет, эти фиксирующие дужки вынимают.
На изготовление лодки-долбенки затрачивается 48 рабочих часов при одновременной работе двух человек.