Ответ на этот вопрос очень простой: портативные разборные или складные суда гораздо проще и удобнее переносить, перевозить и сохранять в межнавигационный период. Эти два фактора — транспортабельность и удобство хранения— являются решающими для подавляющего большинства городских жителей; они вынуждены выбирать судно с худшими мореходными качествами, но, если можно так выразиться, «лучше работающее на суше».
Это положение остается в силе и в наших условиях. Многим приходится для выезда на водоем пользоваться общественным транспортом; лодку горожанам, как правило, хранить негде. Поэтому для большинства городских жителей портативная разборная лодка — единственный выход. Без нее они будут лишены возможности совершить водную туристскую вылазку или поехать в субботу на рыбалку или охоту, одним словом, провести свой выходной день или даже весь отпуск именно на том самом интересном водоеме, где им хочется. Короче говоря, многие на весь летний период выключаются из самой обширной, самой разнообразной и исключительно здоровой сферы деятельности только потому, что не имеют подходящего судна, которое можно было бы легко хранить и перебрасывать из города на тот или иной водоем и обратно. Прокатные базы и лодочные станции (а их очень мало) не в состоянии заменить такие личные суда тысячам любителей водного туризма, охоты и рыбной ловли, Формы и условия спортивного использования мелких плавсредств исключительно разнообразны, поэтому и ассортимент мелких судов должен быть широким. А этого как раз у нас и нет. Встречающиеся в продаже одна-две модели как разборных, так и неразборных лодок мало кого могут удовлетворить, а ведь в тех же спортивных магазинах предлагаются на выбор десятки моделей велосипедов, мопедов, мотоциклов и мотороллеров. Трудно найти, с точки зрения развития полезных видов спорта, сколько-нибудь серьезное оправдание такому «сухопутному уклону». Прекраснейшие и бесконечные дороги наших внутренних вод, по существу, пустуют — это еще «неподнятая целина!» И надо ее поднимать во имя радости и здоровья советских людей.
Мне хотелось бы поделиться опытом нескольких десятков лет самостоятельной конструкторской работы и предложить вниманию судостроительных предприятий, спортивных организаций, а главное — судостроителей-любителей несколько моделей мелких судов, построенных, по моему мнению, на наиболее верных конструктивных принципах.
В секционных разборных судах комплекта «Ладога» применена жесткая (фанерная) обшивка с обтяжкой корпуса тросом, идущим снаружи вдоль бортов и по дну. Водонепроницаемость в стыках обеспечивается поперечными переборками (по краям смежных секций), возвышающимися над уровнем воды во всех рабочих положениях лодки, или же применением резиновых либо пневматических уплотнений. Стяжные тросы в сочетании со шточно-трубчатым соединением привальных брусьев (а можно еще стрингеров и киля) и разборностью лодки не только в поперечном, но, если нужно, и в продольном направлении дают возможность строить разборные суда сравнительно больших размеров, с высокой прочностью корпуса и мореходными качествами, отвечающими требованиям, предъявляемым к мелким неразборным судам.
Разборные суда с применением стяжных тросов и поперечных переборок по стыкам секций не затрагивают иностранных патентов. Советский приоритет на них зарегистрирован 13 июня 1952 г. (авторское свидетельство № 99020). На всех официальных испытаниях лодки комплекта «Ладога» всегда получали только положительную оценку.
Информация об изображении
Одиночка «Ладога М1Б» с упрощенными обводами в сложенном виде и после сборки
Большая химия открывает широчайшие возможности выпуска дешевых и надежных разборных судов путем штамповки, отливки или выклеивания секций из различных пластмасс, включая особенно интересные — прозрачные. Обладая высокими мореходными качествами, такие лодки одновременно могли бы быть прочными, легкими и малогабаритными в сложенном виде; их можно было бы быстро собирать и складывать, и при всем этом они имели бы прекрасный внешний вид. Ну, а пока — вернемся к тем моделям, которые уже построены из традиционных для малых судов материалов и испытаны.
Одиночка «Ладога М1Б» с упрощенными обводами в сложенном виде и после сборки
Мелкие суда личного пользования следует классифицировать не только по назначению, конструкции, размерам и видам движителя, но и по цене. Этими соображениями и объясняется разнообразие предлагаемых мною моделей. Некоторые из них, очевидно, покажутся очень примитивными, но зато они могут быть изготовлены любителями «рукодельничать» с минимальной затратой сил и средств, почти такой же, например, как при изготовлении ящика для излюбленного подледного лова рыбы. Более трудоемкие и совершенные модели я рекомендовал бы для промышленного изготовления; они имеют обводы, сходные с канадской байдаркой (каноэ), но с уменьшенной высотой борта и горизонтальной линией палубы (для уменьшения парусности, очень нежелательной для легкого судна).
Все суда имеют достаточные для своего размера плавучесть и остойчивость и снабжены самым надежным из известных креплением секций тросом. Непотопляемость в практически достаточной степени обеспечивается воздушными камерами. Ходкость различных моделей различна, но в общем вполне соответствует назначению судна. Плоскодонность обеспечивает наименьшую осадку, что совершенно необходимо при использовании лодок для охоты, рыбной ловли, а в ряде случаев — и туризма. Заслуживает внимания исключительная быстрота и простота сборки и разборки — время затрачивается только на то, чтобы расставить секции в нужном порядке и защелкнуть три натяжные скобы или завернуть две-три гайки.
Для регулирования дифферента применены передвигающиеся по борту подуключины и переносные подвесные банки. Весла—парные разборные, с хорошо сбалансированными рычагами и лопастью, одинаково работающей на обе стороны, с утолщением на концах (для упора в мягкий грунт) и оковкой.
Информация об изображении
Незаменимая для рыбаков одиночка «Ладога М1Г» с водонепроницаемыми чехлами для ног
Вес судна зависит от его размера и материала, из которого оно изготовлено; фанерная малютка-одиночка с подводными чехлами для ног весит 6—8 кг, а разборная семейная плавучая дача — около 100 кг. Во всяком случае, обтяжка корпуса тросом допускает постройку судна с более легким набором, что, при одинаковых прочих условиях, дает «Ладоге» значительное преимущество в весе и надежности соединения корпуса. Трос применяется диаметром от 1,5 до 3 мм.
Незаменимая для рыбаков одиночка «Ладога М1Г» с водонепроницаемыми чехлами для ног
Для удобства описания каждой модели комплекта «Ладога» присвоено свое обозначение. Так, например, в названии «Ладога М2А» буква М и цифра 2 означают, что это модель двухместной лодки, а буква А — ее порядковый номер в группе двоек. Рекомендуем внимательно просмотреть чертежи и описания всех лодок, так как отдельные детали, устройства, общие для нескольких моделей (например, под-уключины, банки), показаны только один раз.
Ладога М1А
Это — четырехсекционная одиночка, отличающаяся от других одиночек комплекта «Ладога» наилучшей ходкостью. При гребле лицом вперед удобна для охоты с одновременной ловлей рыбы на дорожку. Практически лодки такого типа уже давно используются для прибрежного плавания на Ладожском озере, на многих озерах и реках севера Ленинградской области, Карелии, Литвы и Белоруссии. Вес 10—15 кг.
Для серийного изготовления лодок и организации работы поточным методом необходимо изготовить точный, жесткий кондуктор (или даже несколько их). При любительской постройке в комнатных условиях можно обойтись и без кондуктора.
Из двух скрепленных между собой кусков фанеры выпиливаются внутренние переборки точно по очертаниям каждого шпангоута. На каждую переборку на водостойком клею (ВИАМ Б, МФ17, казеиновый и т. п.) с запрессовкой мелкими гвоздями ставятся обделочные шпангоутные рамки (по периметру). Затем переборки устанавливаются на столе днищевой частью вверх так, чтобы расстояния между ними были равны длине секций. Таким образом сами переборки будут выполнять роль кондуктора, фанерная обшивка толщиной 2—3 мм изгибается непосредственно по переборкам и крепится к ним на том же клею с запрессовкой по всему периметру шпангоута шурупами с шагом около 20 мм.
Чтобы после сборки лодки оконечности имели подъем на 40—50 мм от основной линии, переборки между I и II, а также между III и IV секциями надо поставить с соответствующим небольшим наклоном к середине лодки.
На днище ставятся (на клею) наружные стрингеры, предохраняющие дно и трос; шурупы нужно ставить только на концах стрингеров для закрепления их к шпангоутам. Наружные привальные брусья прикрепляются по концам — к шпангоутам сквозными болтиками, а по всей длине — к обшивке гвоздиками или шурупчиками изнутри лодки. Форштевень должен быть скреплен (изнутри лодки) с 1-м шпангоутом. Перед обшивкой носовой секции нужно сначала подогнать по месту шаблон из картона, а затем по нему вырезать фанеру.
Форштевень трапециевидного сечения (высота 25; основания — нижнее 40, верхнее 15 мм) может быть натесным или склеенным из нескольких полос фанеры. Шпангоуты, имеющие сечение всего 10X15, также могут быть изготовлены или из склеенных полос фанеры или из прямых сосновых реек со скуловыми вставками (скуловыми кницами) на усовом или ином соединении, выпиленными из доски той же толщины, что и рейка. Для изготовления шпангоутов нужен шаблон.
Привальные брусья из сосновых реек 15X25 на стыках имеют шточно-трубчатые соединения либо взаимодействующие шипы и гнезда с оковкой алюминиевой полоской. Шточно-трубчатое соединение устроено так. Концы привальных брусьев одной секции — штоки — выступают за плоскость стыка на 60 мм и окованы полоской жести. При сборке они вставляются в трубки прямоугольного сечения (наружный размер 15X25), согнутые из миллиметровой стальной полосы. Трубки не выступают за плоскость стыка; они крепятся к шпангоуту сквозным болтиком и к привальному брусу своей секции.
Ручки натяжных защелок изгибаются (штампуются) из стали толщиной 2 мм. Угол вращения ручки должен быть не менее 1В0°. Центральная стойка защелки, привариваемая к основанию, должна иметь толщину не менее 4 мм. В случае затруднений с изготовлением натяжных защелок их можно заменить натяжными болтами, изображенными на чертежах модели М2Б и других.
Трос диаметром 1,5—2 мм продевается через отверстие в нижней транцевой натяжной защелке в ДП; оба его конца проходят затем через одно направляющее кольцо на дне IV секции (на стыке с III секцией) и такое же кольцо на I секции; после этого каждый конец продевается через нижнее отверстие на форштевне, направляется вверх, проходит через верхнее отверстие у швартовного рыма и поворачивает в корму, охватывая нос и проходя через верхние направляющие кольца на I и IV секциях. Концы троса закрепляются на верхних транцевых защелках любым способом, допускающим регулировку его длины. Трос должен быть отрегулирован так, чтобы при откинутых ручках защелок средние секции свободно вставлялись между концевыми, а при закрытых защелках все секции плотно прижимались одна к другой. Равномерность натяжения достигается благодаря свободному скольжению троса на всем его протяжении.
Подвижные подуключины — деревянные с оковкой на верхней части и зажимным винтом, стягивающим обе щеки. Паз в наружной щеке, выполненный точно по сечению привального бруса, обеспечивает установку подуключины в любом районе борта. Уключины свободно вращаются в под-уключинах и снимаются вместе с ними. Во избежание потери на стержень уключины ставится стопорное кольцо или шплинт. Распашные весла с манжетами и кольцами из резины или кожи, препятствующими проскальзыванию весла через уключину, хорошо себя зарекомендовали.
Окраска лодки масляной краской с предварительной грунтовкой горячей олифой обязательна, если обшивка сделана из неводостойкой фанеры. Водостойкую фанеру достаточно покрыть лаком. Кстати, можно изготовить лодку и с металлической обшивкой, но она очень «гремит», чем и вызывает недовольство рыбаков и охотников.
Ладога М1Б
Одиночка с упрощенными угловатыми обводами. Почти весь набор состоит из сосновых реек 10X10. Прочность корпуса обеспечивается обтяжкой тросом; стыки плоскостей по всему периметру окантованы уголком из тонкой металлической ленты. Изготовление очень просто. Сидеть нужно на дне — на резиновой подушке, заменяющей воздушную камеру, или на банке типа обычной складной скамеечки. Сложенная лодка представляет закрытый со всех сторон ящик; надо иметь в виду, что III секция покрывает все остальные только в поперечном направлении. Применялась для тех же целей, что и «Ладога М1А», но плавание в ней менее приятно, а район его более ограничен.
На каждую пару выпиленных из фанеры переборок, ограничивающих секции по длине, набивают окантовку из реек впритык, как при изготовлении обычных ящиков. На парные фанерные борта (их длина и высота равны размерам секций) набиваются две горизонтальные рейки: верхняя 20Х Х10 образует внутренний привальный брус, а нижняя ЮХ XI0 — угловой (скуловой) стрингер. Сколачивание отсека ящика заканчивается набивкой двух кусков днищевой обшивки. Носовой отсек изготовляется таким же путем, с той только разницей, что спереди борта приколачиваются не к переборке, а к прямому форштевню высотой 200 мм; его сечение — треугольное (высота 20 и основание — 40 мм).
Чтобы корма и нос несколько приподнимались, поперечные переборки на крайних стыках секции ставятся с небольшим наклоном внутрь.
Такие лодки изготовлялись без применения какого-либо клея, но не текли и служили долго. Вместо клея применялась подмазка густой масляной краской (охрой). Рейки прибивались к фанере и сразу же, до засыхания краски, производилась окантовка уголком 10X10 из алюминиевой ленты (тоже с подмазкой) с шагом между гвоздиками 14—16 мм.
При наличии хорошего клея и подходящих шурупчиков трудоемкую окантовку можно и не производить, но надо иметь в виду, что окантовка делает конструкцию более жесткой и что клей вместе с окантовкой — это самое надежное соединение, в особенности при узких полосах склеивания.
Снаружи на днище ставятся три стрингера 10X10, делящих дно по ширине на 4 примерно равные части. Натяжной трос вверху проходит внутри лодки по верхним концам шпангоутов, усиленных накладными вертикальными рейками. Углубления — пазы для укладки троса — на шпангоутах в I и IV отсеках обделываются металлической полоской, образующей направляющие кольца. Трос натягивается на форштевне одним винтом М8 длиной примерно 150 мм с блоком на конце. Трос продевается через этот блок, затем оба его конца идут вдоль бортов через направляющие кольца и пазы на верхних концах шпангоутов, через отверстия в верхней части транца (подкрепленные металлическими скобами) выходят наружу, огибают транец и проходят в нос по днищу, прилегая к наружным краям днищевых стрингеров; оба конца троса закрепляются на форштевне сквозным болтиком с гайкой и двумя шайбами.
Ладога М1В
Это также четырехотсечная одиночка. Повышенный борт на двух средних секциях и полностью закрытые водонепроницаемые концевые секции делают ее практически непотопляемой. Она менее вместительна, чем М1Б, но несколько легче. Для увеличения ее вместительности можно сделать в носу герметически закрывающийся люк.
Тросы натягиваются 4 винтовыми зажимами на корме; натяжные болты Мб имеют длину примерно 80—100 мм. На форштевень ставится уголок из легкого металла с двумя отверстиями на концах с каждой стороны для продевания троса. Тросы проходят сверху через пазы на шпангоутах стыка II и III секций и направляющие кольца на носовой переборке II секции и кормовой переборке III секции. По днищу тросы проходят вдоль днищевых стрингеров (по их наружным кромкам). При разборке лодки винтовые зажимы свинчиваются, трос с болтами выдергивается из кормовой планки и направляющих колец.
Секции II спереди и III сзади имеют фиксирующие шипы или рейку (10X10) на уровне верхнего края концевых секций для предотвращения сдвига носового и кормового отсеков вверх.
При желании можно кормовой отсек сделать острым (но более высоким) с натяжением троса, как и у М1Б, натяжным болтом с блоком на уголке в носу или на корме, чуть выше палубы. Конструкция и процесс изготовления лодки такие же, как и М1Б. Сидеть лучше на низкой складной банке любой конструкции с возможно большей площадью опоры на дно или подушке.
Ладога М1Г
Это — самая маленькая трехотсечная одиночка, неходкая, но зато очень остойчивая (благодаря расположению центра тяжести гребца ниже уровня воды и наличию подводных водонепроницаемых чехлов для ног, выполняющих роль балластного киля, в особенности при их небольшой загрузке подручным материалом, например, песком в мешочках). Лодочка незаменима для самого спортивного вида ловли рыбы нахлыстом. На ней можно спокойно «сплавляться» вниз по течению; она не вертится, и ею можно даже немного управлять, действуя ногами. Рыболов сидит на дне лодки, опустив ноги в подводные чехлы, опираясь на поперечную переборку спиной, а локтями — на борта. Это очень удобно для рыбной ловли удочкой; хороша она и для спин-нингового лова.
При ее изготовлении необходимо очень тщательно выполнять средний отсек и чехлы, чтобы не было течи. В случае аварийного прокола чехлов они наполняются водой и ноги еще свободнее вынимаются из них. Чехлы изготовлялись из резины толщиной 1,5—2 мм, но, очевидно, хороший брезент или другой водонепроницаемый материал, более легкий и менее теплопроводящий, подойдет не хуже. Водонепроницаемые соединения стенок чехлов с подошвой и с дном лодки (один из вариантов) показаны на чертеже.
Натяжное приспособление состоит из натяжного болта, на конце которого закреплена свободно вращающаяся (но не сваливающаяся с него) пластинка с двумя отверстиями для заделки концов троса. При ввинчивании в гайку, приваренную к скобе, охватывающей ахтерштевень, болт выдвигается и натягивает трос. Один конец троса закрепляется кнопом (или другим способом) на планке натяжного болта; затем трос продевается через бортовые направляющие кольца на III и на I секциях, проходит через верхнее отверстие в форштевне, опускается вниз и, пройдя через такое же нижнее отверстие, выходит на днище; далее он проходит сквозь направляющие кольца на дне I и II секций, продевается через нижнее отверстие ахтерштевня и точно таким же путем по противоположному борту возвращается к планке натяжного болта, где и закрепляется.
Натяжение троса можно производить и другими приспособлениями, например, двумя защелками вверху и внизу на штевне. Практически лодка использовалась на водоемах Ленинградской области и Литовской ССР. Изготовляется она, как и две предыдущие модели. Шпангоуты из рейки 10X10. Вес ее может быть доведен до 6 кг. Кормовая и носовая секции укладываются в среднюю и в ней же размещаются чехлы.
Ладога М2А
В отличие от предыдущей группы одиночек, эта пятиотсечная двойка на 2 и 3 шп. поперечных переборок не имеет. Вместо них по периметру этих шпангоутов (в плоскости разъема, на носовом шпангоуте) сделан паз прямоугольного сечения, в который вставляется уплотнительная полоска мягкой резины. Носовой отсек закрыт палубой с герметически закрывающимся лючком. Крепко натянутые винтами на корме тросы и две струбцины, сжимающие смежные шпангоуты (на шп. 2 и 3) в районе скул, а также поперечные переборки в носовой и кормовой секциях обеспечивают жесткость, прочность и водонепроницаемость. Если нет мягкой резины, приходится ставить третью струбцину в середине 3 шп. Сечения по 2 и 3 шп. совершенно одинаковы; это позволяет, удалйв среднюю секцию и передвинув регуляторы длины троса, получить четырехсекционную одиночку. В сложенном виде получается пакет 85X75X40 см весом 15—18 кг.
Процесс изготовления лодки такой же, как и М1А. На днище в средних секциях фанерная обшивка запрессовывается к шпангоутам шурупами в два ряда в шахматном порядке. Профили шпангоутов на 1 и 4 шп.— 15X20; на 2, 3 шп. и транце — 20X20. По верху переборок на 1 шп. и на 4 шп. (имеющей высоту 225 мм и только по бортам доходящей до верхнего края бортов в виде книц 60X60 с закругленной свободной кромкой) ставится рейка 10Х Х10. Скулы на шп. 1 имеют радиус 180; на шп. 2 и 3 — 130; на шп. 4 — 170. На шп. 2 и 3 скулы усилены кницами из доски толщиной 20 мм, соединенными со шпангоутами на замках вполдерева.
В 1959 г. лодка была рекомендована специальной комиссией к производству в Ленинграде; в 1960 г. на ней остановил свой выбор Президиум Совета Союза спортивных обществ ЭССР.
Ладога М2Б
Эта двойка — с острой кормой. На шп. 1 и 4 — сдвоенные переборки. Герметизация стыков смежных секций на шп. 2 и 3 обеспечивается пневматическим уплотнением, выполненным в виде закрытой с одного конца резиновой трубки, вложенной в паз по всему периметру шпангоута в плоскости разъема. После обтягивания корпуса натяжным тросом в резиновую трубку ручным насосом нагнетается воздух. Герметичность обеспечивается даже при наличии в стыке секций переменного зазора, который может появиться при неточной пригонке смежных шпангоутов или от воздействия внешних сил. Этот вид герметизации также проверен практикой на модели М3, предназначенной для подвесного мотора и испытанной в апреле 1959 г. комиссией на акватории Ленинградской верфи «Спортсудостроитель».
Шпангоуты и штевни выклеены из полосок шпона, вырезанных вдоль волокна дерева, с верхним слоем из водостойкой фанеры. Лодка была изготовлена на кондукторе. В течение всего лета 1964 г. она эксплуатировалась на р. Нерис в Литовской ССР в виде четырехсекционной одиночки (тйлькб потбму, что пятая Секция не была готова); она оказалась очень легкой и исключительно ходкой, но вместе с тем и наиболее «беспокойной», требующей некоторого навыка от гребца.
В М2Б применены новые и более совершенные детали и устройства; постройка ее более трудоемка.
Ладога МЗА
Трехместные лодки «Ладога» строились и трех-, и четырех-, и пятисекционными, причем увеличение количества секций давало возможность уменьшить габариты сложенной лодки. Все они ходили под мотором «Чайка» и поэтому (в связи с более трудными условиями плавания) превращались в двухместные. Корма относительно более полная и прочная, с высоким транцем.
На этих лодках применялись различные виды герметизации. Пневматическая герметизация трубкой хорошо амортизирует вибрацию от работающего мотора, поэтому для моторного варианта наиболее целесообразна. Большой ходкостью эти лодки не отличались, но от них требовались, главным образом, остойчивость, грузоподъемность и прочность. Применялись они, например, в устье Невы и на Финском заливе, на Волхове и на о. Ильмень; неоднократно перевозились на дальние расстояния в пассажирских вагонах и багажом, на автомобиле и мотоцикле, а на небольшие дистанции— на одноосной тележке, свободно укладывающейся внутрь лодки. Вес колебался (в зависимости от исполнения) от 20 до 30 кг. Вариант, показанный на чертеже, считаю наиболее удачным.
На шп. 2 и 4 — пневматическое уплотнение, на остальных— сдвоенные переборки. Введение переборок на шп. 3— между самыми большими секциями — повышает прочность лодки и в то же время не мешает ни мотористу, ни гребцу.
Разборная плавучая дача «Ладога МА» с подвесным мотором
Эта дача спроектирована для использования на небольших озерах и реках, для туризма и длительного отдыха на воде. Плавучесть ее очень высока и сохраняется даже при получении пробоины благодаря поперечным переборкам и сдвоенному вертикальному килю, являющемуся продольной стенкой восьми бортовых секций, образующих три средних и один носовой отсек. Два симметричных кормовых отсека представляют собой замкнутые секции. Таким образом, эта лодка сохраняет особенности других моделей комплекта, но корпус ее состоит из 10 секций с разъемом в ДП.
По заключению Института патентной экспертизы «...предлагаемая лодка существенно отличается тем, что она выполнена с разъемным возвышающимся над ватерлинией вертикальным килем, имеющим в ДП и в плоскости поперечных переборок разъемы, делящим каждый поперечный отсёк на два симметрично расположённых по отношению к ДА бортовых отсека». Этот высокий вертикальный киль предусмотрен с целью повышения общей прочности лодки при постройке разборного судна увеличенных размеров.
На такой даче три-четыре человека смогут хорошо провести отпуск. Кухня и помещение для запаса горючего вынесены за пределы каюты. Есть водонепроницаемое помещение для продовольствия, книг и радио; очень удобна раздвижная крыша-тент; освещение — от аккумулятора. В оборудование входят разборная двухосная тележка для перевозки дачи (на небольшие расстояния) по суше и подвесной мотор средней мощности.
В разобранном виде дача укладывается в три сравнительно небольших пакета. Общий вес их (при обшивке корпуса фанерой толщиной 3—5 мм) должен составлять не больше 100 кг. Сборка лодки, очевидно, займет около часа.
Могли бы пользоваться успехом и другие конструкции разборных дач, например, на двух поплавках из разборных лодок типа М1Б (несколько больших размеров); корпуса объединялись бы разборной палубой, огражденной перилами, на которой устанавливалась бы обычная палатка.
Предложенные мною модели далеко не исчерпывают всего возможного разнообразия малых средств водного транспорта для личного пользования и, очевидно, не смогут удовлетворить всем вкусам и требованиям. Проводя аналогию с сухопутным транспортом, можно сказать, что это только несколько моделей велосипедов или, в лучшем случае, малосильный мотоцикл, с той только разницей, что эти лодки гораздо доступнее, дешевле и проще в изготовлении и что многим они принесли бы гораздо больше удовольствия и пользы, чем их наземные конкуренты.