Для постройки моторной лодки собственными силами возникла у меня при чтении описания «Акулы», опубликованного в первом выпуске сборника. Простота конструкции и изготовления, высокая скорость, подчеркнуто стремительный внешний вид подкупили меня. Вместе с товарищем мы взялись за работу.
В упомянутой статье подробно изложен технологический процесс сборки и даны необходимые чертежи, поэтому остановлюсь только на тех изменениях, которые мы ввели для дальнейшего упрощения конструкции без нарушения главных размерений и обводов.
Составной клееный киль, который надо строгать на стапеле по пологой винтовой поверхности, — самая трудоемкая деталь набора. Изготовить его по рекомендуемой технологии нам не удалось, поэтому мы остановились на более простом варианте. Заготовили брусок из прямослойной лиственницы и обработали его так, как показано на рисунке. В течение последующих трех суток утолщенная часть киля, идущая на изготовление форштевня, была опущена в воду (мы полагали, что это облегчит гибку, но до сих пор не уверены, что вымачивание было необходимо).
Транец изготовили из дюймовых еловых досок, обшитых с обеих сторон фанерой при помощи гвоздей взагиб.
Автор статьи рекомендует изготовить обшивку лодки из водостойкой фанеры, распаривая заготовки перед гибкой в горячей воде (это почти невозможно выполнить в тех условиях, в которых обычно работает любитель). Поскольку водостойкую фанеру нам приобрести не удалось, мы сделали обшивку из трехслойной строительной фанеры толщиной 5 мм, легко поддающейся изгибу по большим радиусам обводов «Акулы». Для придания необходимой прочности днищевую часть мы выполнили двойной, прошив оба слоя гвоздями взагиб (без применения клея). Транцу мы придали небольшую килеватость, обеспечивающую устойчивость на курсе.
При раскрое заготовок обшивки особое внимание необходимо обратить на направление волокон в наружных слоях шпона трехслойной фанеры. Заготовки лягут плотно к килю и контуру транца только при условии, что волокна наружного слоя параллельны килю. Мы убедились, что при несоблюдении этого условия сборка корпуса невозможна. Из четырех стандартных листов фанеры размером 1500X1500 мм возможен раскрой всех заготовок обшивки с минимальными отходами. Стыкование заготовок мы выполнили на фанерной подкладке шириной 120 мм (гвоздями взагиб), расположенной внутри корпуса.
Сборку надо начинать с установки киля на стапеле и гибки его по месту натяжением веревки. Свободный конец форштевня последовательно притягивается к стапелю, и киль постепенно закрепляется монтажными шурупами до прилегания его к плоскости стапеля. Фанерные листы обшивки прикрепляются к килю и транцу шурупами с шагом 300 мм, отступая от ДП на 35 мм для возможности строжки (мал-ковки) обшивки в месте установки фальшкиля (см. узел А). При установке фальшкиля (крепление гвоздями взагиб с шагом 100—120 мм) после снятия корпуса со стапеля, обшивка окончательно притягивается к килю. Привальные брусья крепятся также гвоздями взагиб.
Перед установкой стрингеров и фальшкиля нам необходимо было защитить фанеру от разрушающего действия воды. Гидроизоляция корпуса была выполнена из одного слоя бязи, приклеенного к внешней поверхности обшивки и транца, покрытого двумя слоями эмалита. Для получения эма-лита мы растворяли в ацетоне целлулоидные обрезки (в том числе шары для настольного тениса, фотопленку, детские игрушки) до получения консистенции жидкого меда. Внутренняя поверхность корпуса пропитана оксолью.
На транец мы навесили кормовое сиденье, не предусмотренное в конструкции «Акулы», и поставили в кормовой части елани, прикрепленные к стрингеру и килю. Для передачи упора на корпус лодки транец укрепили с внешней стороны двумя распорками из трубок 3/8", соединяющих его со стрингерами; вместо кнопа, соединяю щего транец с килем, поставили такую же распорку.
Установкой носовой и кормовых книц, связывающих привальные брусья с килем и транцем, заканчивается сборка корпуса лодки. После этого можно уже приступать к окраске и отделке.
Изготовленная нами лодка во время всего весенне-летнего сезона ежедневно по 4—7 часов находилась на воде. Выяснилось, что покрытие корпуса имеет достаточную прочность и стойкость и успешно предохраняет обычную строительную фанеру от действия влаги. Благодаря малому весу корпуса (около 40 кг) один человек легко выносит лодку на берег для хранения на ночь, что также положительно сказывается на сохранности обшивки. Во время сборки набора нет необходимости выполнять паз в транце для скрепления его с килем, тем более что необходимая прочность гарантируется обшивкой, соединяющей в одно целое систему транец — киль — привальные брусья. Дело в том, что это соединение протекает, несмотря на все принятые нами меры. Кроме того, для обеспечения полной герметичности корпуса необходимо ставить деревянные заглушки на краске в отверстия, остающиеся после выворачивания монтажных шурупов, скрепляющих киль со стапелем.
На ходу, когда нагрузку составляют водитель и два пассажира, при свежем ветре наблюдается попадание брызг в лодку. Поэтому необходимо установить в носовой части лодки фанерную палубу (приблизительно на '/з длины корпуса). При этом увеличится поперечная жесткость корпуса, недостаточная при настоящей конструкции, и появится возможность встройки носового форпика для хранения якоря и других принадлежностей и снастей, необходимых в походе и на рыбалке.
На транец мы навесили подвесной мотор «Москва», легко выводящий лодку на режим глиссирования. Лодка устойчива на курсе, маневренна. Радиус поворота на среднем и большом газу равен примерно четырем длинам корпуса; на малом газу разворот происходит практически на месте. Повороты лодка делает с внутренним креном. Благодаря хорошему развалу бортов и большому заострению корпуса лодка легко всходит на волну и очень мягко скользит по волнам высотой 40—60 см на большой скорости. К недостаткам мотолодки можно отнести ее чувствительность к нагрузке. Если средняя скорость с одним водителем составляет 40—43 км/час, то при посадке одного пассажира она падает до 2В—32 км/час, а при посадке двух пассажиров до 16—18 км/час. При этом основные потери скорости происходят из-за повышения волнового сопротивления, вызываемого погружением широкого транца при перегрузке.
Взвесив все «за» и «против», можно сделать следующий вывод. Мотолодка «Акула» очень удобна для любителей рыбной ловли и однодневных туристских походов. Высокая скорость позволила нам сэкономить не один час дорогого времени выходного дня. Вот один пример. При поездке на рыбалку моторная лодка с стационарным двигателем «Л-6» затратила на переход 2,5 часа, «казанка» с подвесным мотором «Москва» около часа, а «Акула» — всего 35 мин.
Недорогие и простые в постройке моторные лодки типа «Акула» можно с успехом использовать и для обучения начинающих спортсменов-водномотор-ников и для выступления в соревнованиях.