Крейсерские яхты «Аметист» и «Аметист-11»
Небольшая крейсерская яхта «Аметист», построенная на Гданьской судостроительной верфи, быстро получила известность не только в Польской Народной Республике, но и в ряде других стран. В ее проекте удачно сочетаются высокие мореходные качества, максимальная простота управления, хорошая обитаемость и сравнительно невысокая стоимость.
Первоначальный проект подвергся всестороннему обсуждению, в котором приняли участие как судостроители, так и яхтсмены, после чего в него был внесен ряд изменений. В частности, в окончательном варианте яхта приобрела значительно большую остойчивость благодаря увеличению веса фальшкиля до 41% от общего водоизмещения. Мореходные качества яхты обеспечиваются также значительной остойчивостью формы, большим запасом плавучести и высоким надводным бортом.
Принятые обводы корпуса не вызывают существенного продольного перемещения центра величины при крене; благодаря этому исключается «зарывание» или «задирание» носовой оконечности на курсе бейдевинд. Во время испытаний яхты при состоянии моря 3 балла не отмечалось ударов корпуса о волну и заливания палубы. Поведение яхты на волне было очень спокойным, и экипаж легко переносил качку.
Полные округлые обводы корпуса и высокий надводный борт яхты обеспечивают большую вместимость при минимальной площади смоченной поверхности. Ограниченная площадь бокового сопротивления корпуса компенсируется плавниковым килем и стабилизатором руля, сечение которых выполнено в виде обтекаемого аэродинамического профиля; яхта имеет хорошую устойчивость на курсе и маневренность. Отношение общей площади бокового сопротивления (6,5 м2) к обмерной площади парусов составляет 17,5%.
Основные элементы яхт «Аметист» и «Аметист-11»
Применено наиболее простое в управлении парусное вооружение — бермудский шлюп. На случай слабого ветра на «Аметисте» предусмотрен генуэзский стаксель, при постановке которого общая площадь парусов достигает 45,4 м2. При попутном ветре может быть поставлен спинакер площадью 50 м2.
Для уменьшения парусности в штормовых условиях на гроте может быть взят один или два рифа с соответствующей заменой большого стакселя меньшими. Для плавания в тяжелых штормовых условиях в комплект вооружения «Аметиста» входят небольшой трисель и совсем маленький штормовой стаксель.
Судя по отзывам, яхта обладает вполне удовлетворительными ходовыми и лавировочными качествами. Так, при ветре 3—4 балла на курсе около 40° к направлению ветра яхта шла со средней скоростью около 4 узлов, имея при этом незначительный дрейф.
Несомненным достоинством яхты «Аметист» следует считать удачную внутреннюю планировку, обеспечивающую хорошие условия обитаемости. Кроме четырех спальных мест, на яхте имеются камбуз, буфет, холодильник, общий и штурманский столы (с полочками для книг, карт, приборов и радиоаппаратуры), гардероб, помещение для штормовой одежды, гальюн и т. п. Команде созданы нормальные бытовые условия в период продолжительных крейсерских плаваний. При размещении за обеденным столом шести человек для сидения используются не спальные места, а небольшой двухместный диван, три складных стула и ступенька входного трапа.
Жилые помещения на «Аметисте» состоят из двух кают и кают-компании. 8 носовой каюте размещены два спальных места (по бортам) длиной по 1,85 м; она отделена от кают-компании переборкой, которая является одновременно несущим основанием для мачты. В кормовой каюте имеются две спальные койки длиной по 1,9 м. Высота подволока в жилых помещениях в средней части достигает 1,85 м благодаря большой высоте надводного борта и отсутствию седловатости палубы.
Форпик отделен от носовой каюты переборкой; он используется для размещения якорной цепи и снабжения. Ахтерпик служит шкафом для инструментов и боцманской кладовой.
Вспомогательный двигатель расположен под кокпитом в выгородке, примыкающей к кают-компании.
Для хранения штормовых и запасных парусов и ходового боцманского имущества предусмотрены два рундука под сиденьями в кокпите. Доступ в эти рундуки возможен через лазы из кокпита, а также через проемы в переборке, отделяющей кокпит от кормовой каюты.
Кокпит «Аметиста» расположен значительно ближе к средней части корпуса, чем обычно на яхтах. Благодаря такому размещению рулевой может один, без помощи матросов, управлять рулем, гика-шкотами и стаксель-шкотами. Приподнятое сиденье обеспечивает рулевому хороший обзор.
Стоячий такелаж «Аметиста» не имеет бакштагов, так как стаксель № 1 и генуэзский стаксель ставятся на топштаге; это также упрощает управление яхтой.
Стаксель № 2 и штормовой стаксель ставятся на убирающемся основном штаге, который крепится съемным зацепом к штевню. Таким образом, при более сильном ветре на носу яхты действуют два штага, а при слабом — один топштаг. Ахтерштаг в нижней части раздвоен и крепится на бортах у транца. Тяга от основного штага компенсируется отнесенными в корму средними вантами.
Все внутренние помещения яхты хорошо вентилируются. Для осушения трюмов имеется насос, вмонтированный в нижнюю ступеньку трапа, ведущего из кокпита вниз. Трюмы всех отсеков сообщаются между собой шпигатами, что позволяет производить их осушение из одного места. Для питания судевого электрооборудования в передней части кокпита установлены три аккумуляторные батареи емкостью по 25 а-час. Четвертая батарея той же емкости питает стартер двигателя. Зарядка аккумуляторов может производиться от генератора, навешенного на двигатель, или от береговой сети. Управление муфтой двигателя и осушительного насоса производится из кокпита.
Топливный бачок расположен на правом борту; его вес компенсируется баком пресной воды на левом борту.
Несомненный интерес представляет конструкция корпуса яхты, в которой широко использованы клеевые соединения. В качестве материала для изготовления переборок применена водостойкая фанера. «Коробка», образующая центральную каюту, является основным узлом, обеспечивающим необходимую жесткость всего корпуса и его связь с примыкающими к нему мачтой и плавниковым килем.
Применение фанеры для настила палубы не могло не отразиться на архитектуре судна. Так как использование фанеры обычно ограничивает возможности применения поверхностей с двумя радиусами кривизны, конструкторы «Аметиста» отказались от седловатости палубы, но придали ей легкий наклон к корме (порядка 2°), предусмотрев поперечную погибь. Это не только обеспечивает свободный сток воды и увеличивает высоту внутренних помещений, но и значительно упрощает постройку судна.
В настоящее время гданьские судостроители разработали новый вариант яхты примерно тех же размерений, которая названа «Аметист-11».
Корпус ее (как и корпус «Аметиста») имеет обшивку из красного дерева толщиной 19 мм; набор выполнен из клееной древесины и фанеры. Увеличение длины яхты позволило ввести некоторые улучшения в ее планировку. В частности, кормовая каюта «Аметиста-11» оборудована, кроме спальных мест, двумя дополнительными сиденьями, которые также могут быть использованы в качестве спального места.
Некоторые изменения претерпела и форма корпуса — увеличена полнота кормовых обводов, удлинен носовой и особенно кормовой свесы.
Крейсерская яхта «Топаз»
На верфи в Оксыве по проекту инженеров 3. Милевского и М. Плучинского построена головная крейсерская яхта «Топаз» из стеклопластика. В техническом задании ставилась задача при максимальном использовании свойств нового конструкционного материала создать яхту, не очень большую по размерам и подобную по внутреннему оборудованию яхте класса «Аметист».
Тип парусного вооружения — бермудский шлюп. Яхта «Топаз» при более строгих обводах корпуса имеет больший полезный объем. Увеличено и число спальных мест: кроме четырех постоянных коек, имеются одна складная в носу и одна в кают-компании, образуемая из двух кресел и стола. Максимальная высота в каюте 1,95 м. Рядом с камбузом устроен дополнительный шкафчик. Емкость бачков для пресной воды и топлива также увеличена и составляет соответственно 75 и 60 л. В носовой части поставлена дополнительная вентиляционная головка.
Основные элементы яхты «Топаз»
Использование пластика обеспечивает абсолютную водонепроницаемость корпуса и уменьшает объем работ по подготовке яхты к навигации.
Корпуса яхт формуются на матрице, изготовленной из стеклопластика по деревянному болвану-«пуансону». Палуба и кокпит изготовляются на отдельной матрице, после чего приформовываются к корпусу. Для работы с пуансонами и матрицами необходимо крановое оборудование грузоподъемностью около 3 т. Намечено построить 15 яхт типа «Топаз».
Туристская яхта-компромисс «Лосось»
Яхта «Лосось» (проект Л. Тумиловича) предназначена для плавания по рекам, озерам и в прибрежных морских водах с удалением до 5 миль.
Тип парусного вооружения — бермудский шлюп. В каюте высотой 1,1 м размещены три койки, камбуз и навигационный стол. Кокпит — самоотливной.
Для обеспечения непотопляемости борта яхты изнутри выложены пенопластом. Балласт в виде стального бруса прикреплен винтами к килю. Яхта имеет скуловые шверты и подъемное перо руля.
Основные элементы яхты «Лосось»
Заостренная форма транца облегчает прохождение через линию прибоя. Высокие борта, несколько приподнятые в носовой части, обеспечивают хорошие мореходные качества.
Благодаря обводам типа «шарпи» и простой конструкции яхту можно построить в мастерской с минимальным оборудованием. Корпус может быть выполнен из водостойкой фанеры, из сосновых или дубовых досок, из стеклопластика или даже оцинкованной стали на заклепках.
Кроме парусного вооружения типа бермудский шлюп, яхта может быть также вооружена кэчем, иолом или шлюп-гуари. Во всех случаях мачты должны заваливаться для прохода под мостами. На краспицах можно закрепить пенопластовые поплавки, не допускающие опрокидывания яхты вверх килем. В качестве двигателя предусмотрен бортовой подвесной мотор «Варта» мощностью 3 л. с.
Морская яхта «Арес»
Морская яхта «Арес» класса IV RORC спроектирована инженером Р. Лангером.
Основные элементы яхты «Арес»
Мачта — заваливающаяся. Корпус изготовлен из водостойкой фанеры толщиной 5—10 мм (общий объем материала 0,65 м3), дуба (0,85 м3), сосны и ели (1,25 м3).
Яхта пригодна для любительской постройки; можно также построить ее упрощенный вариант — с открытым кокпитом — для плавания в прибрежных морских водах и на заливе.
Морская яхта «Агат»
Яхта «Агат» класса III RORC спроектирована бюро «Шкутник» в 1960 г. (в 1962 г. конструкция яхты была видоизменена).
Основные элементы яхты «Агат»
Мачта — заваливающаяся. Яхта вооружена бермудским шлюпом. Предусмотрены четыре спальных места с возможностью увеличения их числа до шести. Максимальная высота каюты 1,82 м.
Яхта может быть построена из фанеры или из фанеры и стеклопластика. Яхта пригодна для любительской постройки.
Крейсерская яхта «Микрон»
На верфи в Щецине построена малая крейсерская яхта «Микрон». Проект ее разработан П. Невмежицким, который задался целью построить небольшую и недорогую крейсерскую яхту с отличными мореходными качествами. Яхта «Микрон» экспонировалась на XXXI Международной ярмарке в Познани и вызвала большой интерес у яхтсменов.
Набор корпуса яхты — дубовый, клееный. Обшивка толщиной 4 мм, переборки, настил палубы и рубка — выклеены на шаблонах из шпона красного дерева. Рамы люков и иллюминаторов выполнены из алюминиево-магниевого сплава; светлый люк и люки застеклены органическим стеклом.
Кокпит самоотливной с встроенным трюмным насосом и решетчатыми еланями. На сиденья в кокпите положены подушки из микропористой резины, покрытые чехлами из цветного дерматина. Во внутренних помещениях яхты имеются четыре койки-рундука с матрацами из микропористой резины, также покрытые дерматином; под койками — ящики.
В камбузе установлены газовая плита с двумя горелками и шкафчики для посуды. Напротив камбуза — скамья с ящиком под ней и шкафчик для одежды. В корме между койками устроен герметически закрываемый шкафчик, в котором хранится ведро.
На носовой полупереборке закреплена полка для разных подручных гтредметов, под которой находится якорная цепь. В корме под кокпитом в герметичном кожухе установлены аккумуляторы. В крайних отсеках за кормовой переборкой хранятся два бачка для пресной воды емкостью по 50 л и газовый баллон. Доступ в эти отсеки осуществляется через люк на палубе.
Основные элементы яхты «Микрон»
Длина наибольшая, м | 6,71 |
Ширина наибольшая, м | 1,74 |
Высота борта, м | 1,70 |
Осадка, м | 1,14 |
Водоизмещение, т | 1,8 |
Балласт, т | 1,0 |
Площадь парусности, м2 | 21,0 |
Металлический балласт весом 1000 кг крепится стальными оцинкованными болтами, проходящими через киль и флоры.
Мачта — поворотная, пустотелая каплевидного сечения. Через нее проведены фалы и осуществляется вытяжная вентиляция помещений яхты. Степс устанавливается на крыше надстройки и подкрепляется изнутри стальной бесшовной трубой диаметром 32 мм. Оковки мачты, такелажа и палубы выполнены из кадмированной или легированной стали.
Снаружи яхта покрыта масляно-смоляным лаком, нанесенным на эпоксидный грунт «Эпидиан 410», внутри — цветным масляно-смоляным или полиэфирным лаком «Польмаль 110».
Испытания яхты, проведенные в Щецинском заливе в свежую погоду (при ветре от 3 до 5 баллов), показали, что судно обладает необходимой остойчивостью. Яхте шла под довольно острым углом к ветру и с небольшим, дрейфом, а также показала хорошие маневренные качества. Яхты, имеющие гораздо большую площадь парусности" (50 м2, «Конрад-Н»), лишь не намного опережали «Микрон». Идя на средних и коротких волнах, яхта хорошо всходила на них с сухой палубой. Паруса и такелаж оказались подобранными правильно.
Высокие качества яхты «Микрон» были подтверждены и четырехдневными испытаниями в море при ветре 2—5 баллов. Главный экспортер польских яхт «Центромор» уже получил из-за границы первые заказы на четыре яхты этого типа.
Швертбот «Мышка»
Конструкторским бюро «Шкутник» в 1963 г. был сконструирован туристский швертбот «Мышка».
Швертбот имеет скорлупный корпус без шпангоутов, подкрепленный килем, четырьмя бортовыми стрингерами и тремя бимсами. Швертовый колодец служит одновременно скамьей для гребца, если используются весла. Мачта поворотная.
Для обеспечения непотопляемости швертбот снабжен автомобильными камерами емкостью около 90 л. В довольно просторном кокпите могут разместиться на ночлег два взрослых человека.
Для постройки швертбота нужно около 0,08 м3 сосновых досок и 8 м3 водоупорной фанеры толщиной 5 мм. Швертбот могут легко построить юные любители водного туризма.
Основные элементы швертбота
Длина наибольшая, м | 2,90 |
Длина по КВЛ, м | 2,62 |
Ширина наибольшая, м | 1,30 |
Ширина по КВЛ, м | 1,05 |
Высота надводного борта, м | 0,28 |
Осадка, м | 0,12 |
Осадка со швертом, м | 0,80 |
Вес корпуса, кг | 40 |
Площадь паруса, м3 | 5 |
Водоизмещение при осадке по КВЛ, кг | 170 |
Экипаж | 2 чел. |