Созданный в качестве дешевой и общедоступной, так называемой «семейной», яхты для западных любителей, занимающихся парусным спортом, «Фольксбот» рассчитан на экипаж из трех человек и предназначен в основном для плавания в шхерах. Для такого плавания с короткими дневными переходами и ночной стоянкой у берега или на якоре большего экипажа не требуется. В условиях же Советского Союза с его открытыми морскими и озерными бассейнами крейсерство на яхте имеет, как правило, иной характер: обычно это большие дневные и ночные переходы с многочасовой вахтой на руле, требующей длительного физического и морального напряжения, особенно в условиях плохой погоды.
Несение поочередно ходовой вахты, выполнение обязанностей по приготовлению пищи и содержанию судна в порядке, участие (в необходимых случаях) в авральных работах на палубе — все это создает для членов экипажа яхты в крейсерском плавании довольно серьезную нагрузку, распределить которую равномерно между тремя яхтсменами очень трудно. Поэтому, по нашему мнению, экипаж крейсерской яхты должен состоять минимум из четырех человек, т. е. из двух вахтенных смен.
На «Фольксботе» в его настоящем виде вполне можно плавать с экипажем из четырех человек, однако в его темной и тесной каюте с двумя штатными койками не удается разместить четверых так, чтобы все имели хотя бы элементарные условия для отдыха. Добиться улучшения обитаемости на «Фольксботе» для такого экипажа можно только путем некоторого изменения существующей планировки помещений и незначительной переделки яхты.
В предлагаемом варианте планировки «Фольксбота» обитаемость улучшается благодаря изменению конструкции рубки с приданием ей современных очертаний, установке заваливающейся мачты на палубе (с необходимым подкреплением ее снизу) и оборудованию в форпике третьей откидной (трубчатой) койки длиной 170 см. В случае продолжительной стоянки, не требующей несения вахты, постель для ночного отдыха четвертого члена экипажа раскладывается на полу каюты между рундуками.
Из чертежей видно, что длина каюты увеличена за счет перенесения задней переборки на одну шпацию в корму. Это позволяет увеличить длину спальных мест в каюте до 200 см против 175 в настоящее время. Средняя высота каюты также увеличивается со 125 до 150 см в диаметральной плоскости и до 160 см при входе, что позволяет на 10—15 см увеличить высоту рундуков и делать их более вместительными. Перенесение платяного шкафа 12 в район 10—11 шп., вызванное необходимостью подкрепления палубы под мачтой, делает каюту шире у камбузного столика и облегчает работу на нем. Отсутствие под палубой нижнего конца мачты позволяет иметь свободный проход из каюты в форпик шириной не менее 70 см и высотой не менее 120 см. Продолжение низкого комингса рубки от 10 до 13 шп. значительно увеличивает объем форпика и позволяет осветить его двумя иллюминаторами. В середине среднего комингса рубки, между иллюминаторами, ставится вентилятор 13.
Обеденный стол в каюте предполагается сделать легкой складной конструкции, чтобы можно было убирать его на одну из коек. К правому комингсу каюты, против камбузного шкафчика, крепится откидной штурманский столик 14 для ведения прокладки. Небольшую книжную полку можно поставить по левому борту, между левой продольной переборкой и комингсом.
Люк форпика квадратной формы имеет размеры 500X500; крышка его открывается в сторону мачты. Для улучшения освещения в крышке необходим иллюминатор. Устройство несложного приспособления даст возможность фиксировать крышку люка в полуоткрытом положении, чтобы использовать люк в качестве вентилятора на стоянке или, при благоприятных условиях, на ходу.
Кокпит большой переделки не требует; за исключением поднятия сиденья рулевого до уровня палубы (чтобы улучшить обзор), каких-либо изменений делать, видимо, не надо.
Яхтенное имущество и запасы продовольствия можно разместить примерно таким образом:
- в форпике 1 — паруса, носовые швартовы, якорный канат;
- в правом рундуке 2 в каюте — обувь;
- в левом рундуке 3 в каюте — консервированные продукты;
- в камбузном шкафу 4 — сухие продукты, посуду;
- в правом рундуке 5 в кокпите — аккумуляторы, спасательные пояса;
- в левом рундуке 6 в кокпите — пресная вода, спасательные пояса;
- в правом сиденье 7 рулевого — горючее для подвесного мотора;
- в левом сиденье 8 рулевого — малярные материалы и инструменты;
- в ахтерпике 9 кормовые швартовы, запасные тросы, кранцы и т. п.;
- в выдвижном ящике 10 в кокпите — такелажный и другой инструмент, запасные скобы, карабины, коуши и т. п.;
- на полке 11 — книги.
Следует, например, признать непрактичными сквозные пайолы, сквозь которые в трюм яхты попадает очень много грязи. Каждый член экипажа яхты знает, каких усилий стоит содержать трюм в чистоте, выбирая грязь из множества уголков, образованных шпангоутами и клинкерной обшивкой. Совершенно очевидно, что гораздо удобнее сделать пайолы сплошными (с двумя-тремя отверстиями для стока воды в кокпите и без всяких отверстий в каюте).
Во избежание попадания трюмной воды из кокпита в каюту кормовую переборку следует сделать сплошной до днища и водонепроницаемой.
Многие яхтсмены используют в крейсерских плаваниях подвесные моторы. Для установки мотора «Москва» можно рекомендовать съемный кронштейн, изготовленный Н. В. Григорьевым. Устройство и способ подвески этого кронштейна видны из рисунка и особых пояснений не требуют.
Для своего водоизмещения «Фольксбот» имеет несколько уменьшенную парусность, и в слабый ветер скорость его мала. Здесь можно воспользоваться опытом таллинского яхтсмена X. Куйвйыги, который специально для слабых ветров сшил генуэзский стаксель со свободной передней шкаториной от палубы до топа мачты и нижней шкаториной, уходящей далеко за мачту (контур этого стакселя обозначен на общем виде пунктирной линией). С таким стакселем яхта идет значительно быстрее.
Необходимо также решить на «Фольксботах» и вопросы «малой механизации»: два шпиля значительно облегчат работу со шкотами передних парусов. И, наконец, для безопасной постановки и уборки передних парусов на ходу необходимо установить носовое ограждение.
Предлагаемую переделку плавающих «Фольксботов» можно осуществлять во время капитального ремонта яхт, но будет еще лучше, если наши верфи с учетом высказанных пожеланий разработают новые чертежи и поставят на стапель новую яхту.
Учитывая, что у нас в Советском Союзе «Фольксбот» используется главным образом в качестве крейсера (хотя на Западе очень популярны гонки «Фольксботов»), представляется целесообразным строить эти яхты с обшивкой вгладь. Это сделает яхты более удобными с точки зрения содержания и ремонта, более быстроходными и дешевыми (на наших верфях хорошо отработана технология изготовления реечной обшивки). А в дальнейшем можно будет перейти к изготовлению и пластмассовых корпусов.
Могут сказать — а что же в результате такой переделки останется от «Фольксбота» как монотипа?
Нужно иметь в виду, что в правилах постройки «фольксбота» ограничиваются только осадка и высота парусности. Поэтому планировка «Фольксботов» за рубежом весьма разнообразна, и очень часто заказчик сам составляет требования по планировке. Что же касается обшивки вгладь, то здесь, может быть, есть смысл поступиться правилами постройки и на базе «Фольксбота» создать советский крейсерский монотип — недорогой и удобный.