Широкое распространение буерный спорт получил в России. По имеющимся данным, уже в 1890 г. в Петербурге по инициативе Петербургского речного яхт-клуба проводились буерные соревнования, в которых участвовали большие буера с огромной парусностью — свыше 100 м2. Со временем, однако, все больше и больше выявлялись преимущества малых буеров (это прежде всего — их дешевизна, простота постройки и конструкции и возможность ходить на относительно тонком льде).
В настоящее время буерный спорт является общепризнанным видом спорта в Советском Союзе. Начиная с 1946 г., ежегодно проводятся всесоюзные соревнования буеристов, Первенство СССР и матчевые встречи городов и республик. Проводятся эти соревнования среди буеров международного класса «Монотип-XV» и буеров национальных классов с парусностью 12 и 20 м2 с мягким парусом. С 1962 г. к ним прибавились еще буера с жестким парусом, т. е. парусом типа самолетного крыла, развивающие при благоприятных условиях гораздо большую скорость, чем обычные буера.
Соревнования буеров проводятся в виде так называемых классных гонок или гонок на установление рекорда скорости. Но буер не только гоночная ледовая яхта. Можно использовать буера для прогулок или для транспорта и связи. Достаточно напомнить подвиги ленинградских буеристов, которые во время Великой Отечественной войны принесли неоценимую помощь осажденному городу-герою.
Однако во многих районах, где имеются все условия для развития этого увлекательного вида спорта, часто нет буеристов по той простой причине, что в местных яхт-клубах нет буеров. Самый простой выход — строить буера своими силами.
Буер парусностью 8 м2
Постройка неклассного буера парусностью 8 м2 — задача, вполне посильная каждому. Такой буер, предназначенный для любительских прогулок, может быть использован и как средство связи и для перевозки мелких грузов. При хорошем ветре и на гладком льду буер может развивать скорость около 50—60 км/час. Приведем основные данные буера.
Длина максимальная 5500 мм; длина конструктивная (расстояние между центром оси кормового конька и центральной линией поперечного бруса)— 3825 мм.
Ширина максимальная 3000 мм; ширина конструктивная (расстояние между центрами боковых коньков) — 2800 мм.
Площадь парусности — 8 м2. Высота парусности — 6300 мм.
Вес в сборе — около 100 кг.
Буер состоит из основных частей; следующих корпуса, поперечного бруса, парусного вооружения с парусом и комплекта коньков.
Корпус буера строится из сухой выдержанной древесины (сосны или ели). Корпус состоит из днища, боковых продольных и верхних продольных досок, двух рам, двух поперечных планок, соединяющих доски днища между собой, и подушек. Детали корпуса крепятся на клее и гвоздях. Рекомендуется более ответственные соединения делать на болтах; это усилит конструкцию, а кроме того, даст возможность разбирать корпус на части (на летний период).
Поперечный брус необходим для крепления боковых коньков к корпусу. Длина его выбирается из условия обеспечения достаточной остойчивости буера при порывах ветра. При этом надо иметь в виду, чтобы поперечный брус был достаточно, но не чрезмерно жестким. Под тяжестью корпуса и команды он должен несколько сгибаться. К корпусу поперечный брус лучше всего крепить болтами. Надо следить, чтобы угол, который образуется между центральными линиями корпуса и поперечного бруса, составлял точно 90°. Для обеспечения этого требования ставят два дополнительных раскоса, которые крепят поперечный брус к корпусу намертво и обеспечивают сохранение перпендикулярности бруса ДП буера.
Для несения паруса каждый буер должен иметь парусное вооружение, состоящее из рангоута (мачта и гик) и такелажа. Обычно на буерах используются мачты овальной формы сечения; гики бывают как овальной или круглой, так и квадратной формы.
Если строитель буера считает, что изготовление клееного рангоута ему не по силам, можно с успехом изготовить мачту и гик из цельного дерева.
Упирается мачта на степсе, расположенном между передними верхними и продольными досками. Крепят ее при помощи штага и двух вант. Гик крепится к мачте при помощи специальной оковки, позволяющей ему свободно двигаться как в сторону, так и вверх или вниз.
Парус поднимается грота-фалом, проходящим через шкив на топе мачты. К рангоуту парус крепится ликтросом в специальной канавке, так называемом ликпазе; при другом варианте для этой цели к парусу пришивают металлические ползунки, скользящие по рельсу, закрепленному на мачте и гике (см. чертежи).
Гика-шкот проводится в 5 лопарей; для этой цели на днище корпуса крепят двухшкивный блок, а на гике — два одношкивных блока.
Комплект коньков состоит из двух боковых и одного рулевого коньков. Легче всего изготовить коньки по приведенным чертежам. По первому варианту — к планкам из дуба или ясеня болтами или шурупами крепят металлические полозья, которые для лучшего скольжения на льду следует заточить под углом примерно 90°. При изготовлении коньков по второму варианту к деревянным планкам шурупами крепят металлические уголки. При желании и, разумеется, соответствующих возможностях можно изготовить и цельнометаллические коньки.
Для крепления коньков на поперечном брусе должны иметься специальные муфты, позволяющие конькам свободно поворачиваться (качаться) вокруг поперечного болта вверх и вниз и препятствующие их боковому перемещению. Удобнее всего сделать эти муфты из двух металлических угольников, которые через одну полку крепятся болтами к поперечному брусу. При установке муфт следует обратить особое внимание на параллельность коньков, имеющую очень большое значение.
Приблизительный расход основных материалов для постройки буера 8 м2
Пиломатериалы хвойные (0 или 1-го сорта) | 0,25 м3 |
Клей водостойкий (КБ-3, К-17) | 1,0 кг |
Пентафталевая эмаль | 1,5 кг |
Лак масляный | 0,5 кг |
Олифа | 0,5 кг |
Скипидар | 0,25 кг |
Сталь тонколистовая | 10,0 кг |
Сталь сортовая | 4,0 кг |
Гвозди стальные оцинкованные | 2,0 кг |
Парусная ткань шириной 0,8 м | 15,0 пог. м |
Хлопчатобумажный конец окружностью, мм: | |
38 | 6,0 м |
19 | 11,0 м |
Трос стальной диаметром, мм: | |
5 | 4,2 м |
3,5 | 8,4 м |
Шкурка | 2 м |
Рулевой конек крепят к корпусу в специальной оковке-вилке, проходящей через кормовую подушку корпуса буера. Для амортизации рекомендуется на оковку под кормой поставить пружину. Управляется буер при помощи румпеля, который крепится к оковке-вилке болтом.
Парус шьется в соответствии с чертежом. Лучше всего использовать специальную парусную ткань весом 150—300 г/м2, но можно использовать и другие плотные хлопчатобумажные ткани.
Отделку буера производят следующим образом. Наружную поверхность корпуса и поперечного бруса грунтуют горячей смесью олифы и скипидара (2:1) за один-два раза, шпаклюют и окрашивают пентафталевыми эмалями за два-три раза.
После шпаклевки, а также после нанесения первого и второго слоя краски поверхности шлифуют шкуркой. Пентафталевую эмаль можно заменить другими водостойкими красками. Рангоут грунтуют горячей смесью олифы и скипидара (2:1) один-два раза и покрывают водостойким лаком два-три раза.
Буер класса «Монотип-XV»
Построить буер «Монотип-XV» своими силами несколько сложнее. Этот буер предназначен для классных гонок, но может быть успешно использован и для любительских прогулок. При благоприятных условиях буер «Монотип-XV» может развивать скорость 80—90 км/час.
Основные данные буера
Длина максимальная, мм | 7450 |
Ширина максимальная, мм | 4290 |
Длина конструктивная, мм | 4900 |
Ширина конструктивная, мм | 4050 |
Площадь парусности, м2 | 15 |
Высота парусности, мм | 8010 |
Вес в сборе, кг | 205 |
Кроме вышеуказанных, имеется еще целый ряд других размерений и ограничений, соблюдение которых при постройке буера для гонок строго обязательно; эти размеры приводятся на рабочих чертежах.
Корпус буера строят из авиафанеры на наборе, выполненном из выдержанной хвойной древесины. Продольный набор состоит из верхних и днищевых стрингеров и продольного бруса, а поперечный — из пяти переборок, укрепленных бимсами и стойками, и сиденья. Детали набора между собой и обшивка к набору крепятся на водостойком клее и стальных оцинкованных гвоздях.
Поперечный профилированный брус — полый, склеенный из нескольких досок. К корпусу его крепят при помощи угольников, стяжек или любым другим способом, однако не разрешается пропускать болты сквозь поперечный брус. Для обеспечения строгой перпендикулярности бруса корпусу ставят четыре боковые оттяжки из стального троса.
Мачта и гик (из ели или сосны) имеют овальное сечение; их изготовляют пустотелыми, склеенными из нескольких досок. Мачту упирают в металлическую накладку на палубе над продольным брусом и крепят штагом и двумя вантами. Для улучшения работы паруса мачту можно сделать поворачивающейся вокруг оси; для этого пятку мачты снабжают гнездовидной оковкой, которой она встает на подпятник, укрепленный на палубе в металлической накладке.
Мачта снабжена двумя парами краспиц, позволяющими гонщику регулировать кривизну мачты при помощи верхних и нижних ромбовант. Грота-фал состоит из двух частей — из растительного и стального тросов. Стальной трос одним концом крепится к головке паруса; на другом его конце, проходящем через шкив на топе мачты, крепят вертлюжный блок, через который, в свою очередь, проводят хлопчатобумажный конец.
Гик соединяют с мачтой при помощи специальной оковки-шарнира, позволяющей ему свободно перемещаться вокруг точки крепления.
Гика-шкот изготовляют из хлопчатобумажного конца с проводкой в шесть лопарей (за кокпитом рулевого — в два лопаря). Конструкция блоков для гика-шкотов произвольная; пять блоков крепят к бугелям на гике и два — к путенсам на корпусе.
Комплект коньков состоит из двух боковых и одного рулевого коньков. Допускается применение как массивных бронзовых, так и щитовых стальных коньков. На чертеже показана конструкция стальных щитовых коньков, более простых в изготовлении и потому нашедших широкое применение. Усиливающие накладки на стальных щитовых коньках можно сделать из любого подходящего материала (металл, текстолит, твердые лиственные породы дерева). Коньки крепят к поперечному брусу на специальных муфтах, обычно изготовляемых из двух стальных угольников с вваренной между ними накладкой.
Перед гонкой следует проверять параллельность коньков в муфтах. Рулевой конек крепится в специальной оковке, проходящей через корму буера. Рулевое устройство буера «Монотип-XV» — штурвального типа (штурвал с барабаном и штуртросовая проводка, включающая штуртрос, штурблоки и сектор рулевого конька). Конструкция штурвала, штуртросов и блоков — произвольная, но следует обратить особое внимание на прочность и надежность всего рулевого устройства, так как от этого зависит безопасность команды во время гонки. При конструировании и изготовлении рулевого устройства можно взять за прототип подобное устройство, применяемое на гоночных скутерах и мотолодках.
При изготовлении парусов следует иметь в виду, что размеры их можно изменять только в пределах, указанных на чертеже. Разрешается применять любую хлопчатобумажную ткань, но самой подходящей является специальная парусная ткань артикула 4245.
Приблизительный расход основных материалов для лостройки буера «Монотип-XV»
Пиломатериалы хвойные (0 или 1-го сорта) | 0,8 м3 |
Авиафанера толщиной, мм: | |
3 | 5 листов |
4 | 3 листа |
6 | 6 листов |
Бакелизированная фанера (7 мм) | 0,004 м3 |
Дуб или ясень 1-го сорта | 0,1 м3 |
Клей водостойкий (КБ-3, К-17) | 5 кг |
Олифа | 1,8 кг |
Пентафталевая эмаль | 4,5 кг |
Лак масляный | 1,7 кг |
Скипидар | 0,9 кг |
Сталь листовая | 15 кг |
Сталь сортовая | 25 кг |
Гвозди стальные оцинкованные | 2 кг |
Трос стальной диаметром, мм: | |
3 | 42,0 м |
3.5 | 8,0 м |
6 | 10,5 м |
7.5 | 5,1 м |
Хлопчатобумажный трос окружностью, мм: | |
13 | 9 м |
30 | 15 м |
42 | 16 м |
Шкурка | 5 м |
Парусная ткань (арт. 4245) | 30 пог. м |
Если строитель буера хочет принять на нем участие в официальных соревнованиях, на парусе должен быть нашит отличительный знак (обозначение класса «XV» и порядковый номер в классе). Высота цифр и букв 350 мм, ширина 210. Получить порядковый номер, а также мерительное свидетельство можно, предъявив буер для контрольного обмера официальному мерителю Федерации парусного спорта СССР.